Сочинение по новелле Волнового « Я Романтика»

  

Николай Волновой - писатель страстный и горячий. Поэтому понятно его непосредственное присутствие в своих произведениях. Новелла «Я (Романтика)» отображает лицо автора опосредованно, через некоторые грани «я» и философскую систему. Трагедия автора в новелле «Я (Романтика)» весьма глубокая. Написанный в импрессионистической манере, произведение в яркой художественной форме отображает те сложные противоречия, которые есть в душе человека, в ее сознании и в окружающей действительности. «Я - чекист, но я и человек»!

Сказано так, что одно понятие полностью (за своей сутью!) исключает другое. И это справедливое утверждение. Ради какой-то «неизвестной прекрасной загорной коммуны» заседает ночью «черный трибунал» и подписывает приговор за приговором: «Расстрелять!». И тех, кто собирался на квартире философствовать о правде, и монахинях, и родной матери. Героя новеллы, как и автора, еще терзают сомнения, его «я» раскололось на несколько «я». Одно из них тянется к нежной и доброй матери, другое - молится к тому времени, которое свело его с товарищами из «черного трибунала». Еще одно «я», фанатически отданное идеям революции, идет на убийство матери: «Тогда я в томлении, охваченный пожаром какой-то невозможной радости, закинул руку за шею своей матери и прижал ее главу к своей груди. Потом подвел маузера и нажал спуск на висок».

Победил животный, зверский инстинкт: или мы их, или они нас. Вспомнив, как сам Волновой верил в светлое коммунистическое будущее, как принимал участие в боях, в революционной перестройке страны, мы понимаем, что какое-то из этих «я»,- собственное авторское. Писатель безжалостно анатомирует «я» героя, заглядывает в закоулки души и выносит это на суд читателей. Даже другие герои - доктор Тагабат, дежурный, Андрюша - это верные караулы его души, одно из «я». Сошлемся на мысль Л. Ставицкой: «Анализируя центральный персонаж новеллы, нельзя не отметить того, что он проэктируеться на фигуру самого Николая Волнового. Выстрел в висок матери - это духовная смерть героя и физическое самоубийство автора - романтика загорной коммуны, который потерял веру в революционные идеалы. Идейный пафос новеллы - духовная драма ее автора». Это же утверждает и литературовед Г. Жулинський: «Как же так могло случиться, что и святая цель, ради которой проливалась кровь, совершалось насилие, начинает тускнеть, набухать кровью невиновных, чему так произошло, что иметь вынуждена прислонять к затихающему сердцу своего блудного сына, который запутался на трагических дорогах революции, исчерпался морально, утратил веру и в отчаянии поднимает руку на свою мать Украину, которая породила его и которая прощает ему этот смертный грех?»

Как видим, трагедия героев произведения М. Волнового близкая к трагедии самого автора. Поэтому новеллы писателя такие страстные, такие волнительные и необыкновенные. Для современного читателя - это богатейший материал для изучения не только истории, а и психологии, убедительный урок - не повторять ошибок наших предшественников, отдавать предпочтение человеку, а не идеи.

В творчестве М. Волнового женские образа имеют особое значение. Известно, что в Украине всегда властвовал культ Женщины. Мать, любимая, Берегиня рода и извечных традиций - таким возникает образ женщины со страниц писателей-классиков. А которой видит женщину М. Волновой? В пореволюционные времена мир перевернулся из ног на главу. Что происходило? Разрушение моральных канонов и, как следствие,- деградация человеческих душ. И ком, как не женщинам, нужно остановить этот хаотичный абсурд? Г. Волновой уверенный, что женщины морально крепче за мужчин, вот потому он убежден, что их любовь, милосердие, наконец, самопожертвование вырвут родной народ из губительной стихии. Главная героиня рассказа «Сентиментальная история» старается найти свое место в буревом новом обществе. Бьянка не желает быть «лишней», как Ульяна, художник Чаргар. Она не хочет плыть по течению неистовой реки под названием советское общество, так как Бьянка - сильная личность. Девушка приучилась своими силами находить выход из затруднительного положения. Но в тот же время она некогда не разрешит себе пойти на компромисс с собственной совестью. Героиня ощущает и сознает то, что нельзя сидеть составив руки, так как иначе Украина превратится на сборище моральных уродов. Но вокруг творится что-то ужасное, безобразное. Бьянка называет эти общественные процессы «мировым бардачком». Овеянное мечтой будущее для своей страны девушка считает «сентиментальной далью», ведь смелыми и красноречивыми лозунгами жизни не улучшить. Это что же делать? Как превратить «сентиментальную даль» на реальность?

Ломать - не строить: душа не болит. Но или может быть счастливым общество на руинах моральных ценностей? Героиня приходит в ужас, который ее земляков не интересуют человеческие добродетели. Страна котится в пропасть... И лишь истинные морально-этические законы способны спасти общество от деградации, пролить свет на затуманенное будущее. Но более всего девушку приводит в удивление то, что люди даже не стараются задумываться над смыслом своего бытия. Затворившись в своих норках, они живут под бременем страха. Г. Волновой убеждает нас, что роль женщины в обществе исключительная за любых исторических времен, ведь она - воплощение добродетелей, Берегиня человеческих душ.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 2
  1. Аня

    “Я Романтика”написал Михаил Григорьевич Хвильовый(Фитильов)

  2. Русский язык и литература (автор)

    Я с вами согласен, что здесь есть некая коллизия перевода фамилии. Волна на украинском языке звучит как хвиля, и переводить фамилии авторов нельзя. На украинском Пушкин пишется как Пушкин, а не Граматкин. Но с другой стороны я не нашел в Великопедии написания М. Хвилевий, а только Волновой Николай.

    Вот что пишет о нем В. Коряк: Истинно: Волновой. Сам волнуется, и нас всех волнует, пьянит и беспокоит, раздражает обессиливает и пленяет.

Комментарии закрыты.