Сочинение по рассказу «Гуси-Лебеди летят» М. Стельмаха

  

В повести « Гуси-Лебеди летят» рассказ М. Стельмаха ведется от лица главного героя - мальчика Михаила. Он рассказывает о своей жизни и о своих переживаниях, о своем отношении ко всему, что он видит вокруг, свидетелем и участником чего приходится быть ему самому.

Повесть является лиро-эпическим произведением, в котором эпический рассказ часто перерывается лирическими отступлениями. Да и весь рассказ щедро окрашен лиризмом.

Автор в произведении с большой любовью воспевает простых людей из народа, щедрых душой, которые открыли Михаилу дорогу в жизнь, привили ему любовь к работе и книге, добру и красоте в жизни.

Главным героем является Михаил, т.е. сам Михаил Афанасьевич Стельмах в детские годы. Итак, в произведении широко изображены детские годы Михаила, его взаимоотношения с ровесниками, со взрослыми, в частности с родителями и родственниками, соседями. Тем не менее, во всем писатель сумел показать жизнь целой эпохи - первых лет после революции.

В произведении изображены события 1921-1922 годов в украинском селе Дькивцы, и показано становление нового общественного порядка на Подолье. Показан рост культуры и образования, стремление когда-то неграмотных сельских людей к науке, стремление учить хотя бы своих детей, когда при царском порядке самим не пришлось овладеть школьным образованием. Показаны и взаимоотношения между богатыми и бедными на селе, роль комитетов бедности.

Сюжет

На селе появилось объявление о проведении театрального спектакля в помещении школы. Зрителям разрешалось получить билет за плату натуральными продуктами, если у них нет денег. После неудачной попытки Михаила «зайцем» попасть в театр, ему помогает дядя Себастьян. Посетив спектакль, Михаил решает сам написать пьесу. Во время работы над произведением возникали трудности относительно слов девушки о любви.

Марьяна прощается с семьей Стельмахов, так как уезжает с дорогим казаком.

Михаил с Любой, взявшись за руки, идут в школу, а над ними летят гуси-лебеди.

Беседа с вопросами

• Какие успехи в обучении имел Михаил? («Дела мои пошли вверх: в этом же учебном году меня отметили и перевели в третью группу. По такому случаю учительница сказала очень сердечные слова, взволновав ими себя и меня»).

• Как жители села высказывались о «театрах»? («Что оно такое, никто не мог толком объяснить, а слухи шли разные. Одни говорили, что «театры» - это какое-то интересное с переодеваниями лицедейство, вторые – это, большевистская выдумка, третьи - «иллюзион», где пускают в глаза и мак, и туман, четвертые - затея самого нечистого, так как на сцене во тьме, бывает, появляются русалки, а иногда из бочки и черти выскакивают»).

• Для чего организаторы театрального спектакля обращались за помощью к крестьянам? («...Для спектакля набирали взаймы у крестьян стулья, лампы, миски, рюмки и даже юбки, из которых хитроумно должны были выходить старосветские широченные штаны»).

• Как Михаил воспринимал новое для него слово «театр»? («Для меня тогда слово «театр» звучало и привлекательно, и страшновато: а что, когда и в самом деле из тьмы выскочит черт?»).

Почему мать отрицательно восприняла желание Михаила посетить театр, за билет которого можно было уплатить натуральными продуктами? («А потом что будем делать? Положим зубы на полку, чтобы сушились к новому урожаю, и так упоминать театры? Вон муки у нас осталось только на два-три замеса. Что ты на это скажешь?»).

Каким образом Михаил попал в театр, не имея билета? («...Я все заглядывал и заглядывал под стол, ожидая, когда же ноги кассира так отодвинутся. Чтобы можно было проскочить между ними и ножкой стола. И вот настала эта долгожданная минута: кассир взял обеими руками макитру с яйцами и осторожно начал передвигать их на второй конец стола. А я, затаив дыхание, юркнул под стол и, будто ящерица, прополз на четырех в коридор»). Назовите стойкие соединения, которые использовал в своем языке высокий парень при задержании Михаила - «зайца»? («...Где раки зимуют», «...куда Макар телят гоняет..», «...где рога козам правят», «...почем фунт лиха»).

Кто помог Михаилу попасть в театр?

Опишите помещение школы, где должен была состояться спектакль. («...Я вскочил в школу, которая сейчас гудела, будто улей, смеялась… Теперь здесь стояли не школьные парты, а бревна, на них были настланы свежие доски, и потому всем было очень хорошо сделано»).

Каким образом ребята-одноклассники Михаила попали бесплатно на спектакль? («Оказывается, ребята, чтобы увидеть театр, еще днем, после уроков, забились под сцену и там, терпя неудобства и голод, ожидали спектакля»).

Как жители села воспринимали первый для них спектакль? («Пьеса прошла с таким успехом, что после занавеса зрители бросились на сцену и начали, не жалея рук, подбрасывать своих первых артистов. Такого единения зрителей и художников я чего-то потом не видел даже в столичных театрах. Да и переживали, смеялись и плакали у нас бесхитростнее, чем где бы то ни было»).

Почему после обзора спектакля в школе Михаил решил написать пьесу. Какие трудности были у мальчика во время этой работы? («На второй день после спектакля я попросил у учительницы почитать какую-нибудь пьесу. Она мне разыскала «Мартына Борулю» и еще какую-то задерганную книгу. Я внимательно прочитал их, а потом начал докапываться, как пишутся пьесы и что означают - действие, картина, явь и другая премудрость... А прочитав несколько пьес, я решил написать свою, чтобы там были и дядя Себастьян, и дядя Николай, и Марьяна, и другие люди из нашего села. Больше всего меня из технологии беспокоило, как выводить те слова, которые стоят в скобках, так как в пьесах они печатались так, будто их кто-то мелко писал... я мучаюсь над третьим действием - никак не могу подобрать девушке слов о любви»).

С чем необыкновенным, пришла Марьяна к семье Стельмахов? О чем были последние слова Марьяны к Михаилу перед ее отъездом? («Учись, Михаил, и так учись, чтобы все знали, какие это мужицкие дети. Пусть не говорят ни господа, ни подпанки, ни разная нечисть, что мы только быдло. Были быдлом, а теперь - зась!»).

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: