Сочинение размышление: Феминизм в творчестве Леси Украинки


  • Любой из нас хоть раз в жизни мечтал о том, чтобы найти ответ на вопрос, который не дает покоя. Для женщин среди важных и особенно актуальных проблем современности одним из важнейших и интереснейших есть выяснение: почему женщину испокон века считают существом, которое должно подчиняться мужчине? Дело в том, что с давних времен существовали культурно-исторические ряды, которые включали элементы женского и мужского, которые опираются на оппозицию «природа - культура», их наличие предусматривает существование ценностных ориентаций и установок, сформулированных так, что все, что определяется как «мужское» или отождествляется с ним, считается положительным, значительным и доминирующим, а то, что определяется как «женское» - отрицательным, вторичным и субординированным. Это касается не только метафоры «природа - культура», но и таких метафор, как «чувствительное», «телесное», «греховное» в противоположность «рациональному», «духовному», «божественному». Но все же таки женщина не была бы женщиной, если бы смогла молча смотреть на такую несправедливость. Долго она терпела и мирилась со своим положением. Но настало время - и она взорвалась,

    Мне кажется, что феминизм - это визитная карточка всех сильных и уверенных в себе женщин. Далеко позади остались те времена, когда женщине было ничего не чуждо, так как она - только отголосок мужской плоти. Настало время, когда «маленькое и слабое существо» взорвалась - и явилась перед нами в образе могущественной и бесстрашной амазонки, которая приготовилась добывать в борьбе свое право на существование. Она начинает двигаться в своей борьбе все вперед и вперед - и создает массовое движение женщин за утверждение женских ценностей и идеалов.

    Конечно, мне бы хотелось более детально рассказать о каждой женщине-феминистке, но надо отдать должное тем, кто стоял на началах феминизма, кто поднял свой голос за него. Среди этих фигур особое внимание привлекает Леся Украинка - женщина-феминистка чрезвычайной силы воли, которой стала с первых минут своего рождения. Поэтому рассказ дальше пойдет о ней.

    Леся Украинка одной из первых становится на началах смещения акцентов в положении женщин в нашем обществе. Она доказывает то, что женщина свободна избирать свой путь самостоятельно. Леся становится женщиной-писательницей. То, что Леся Украинка поставила себя в один ряд с лбами-веками-литераторами, по нашему мнению, было уже первым ее шагом на феминистическую стезю. Итак, выбор сделан. Дальше пойдет о ней. Леся Украинка состоялась как женщина-феминистка. Ее феминизм заслуживает подробного анализа и изучения, которые попробую сделать дальше.

    В своем творчестве выдающаяся феминистка Леся Украинка отвергла патриархальный христианский миф апостола Павла. Ее интересовали те (пусть и довольно узкие) рамки, те обстоятельства, в которых женщина могла не принять навязываемого патриархальной общиной статуса «другой», вторичной, имела достаточно силы, чтобы отстоять себя как личность. По моему мнению, Лесе Украинке удалось лишить свою литературную женщину тавра рабыни. Она у автора выпрямилась из ярма невольницы, которое существовало в патриархальном обществе. Поэтому все Лесины героини обнаруживают себя как сильные существа, которые имеют собственную точку зрения, собственную мысль и собственное видение мира. Причем в большинстве случаев женское мировосприятие контрастирует с мужским.

    Я считаю, что всех героинь Лесиных произведений можно распределить на три основных типа: женщина - «тень», женщина - «жертва», женщина - «принцесса». Кто же из женских образов автора может быть отнесен  к этим типам? Попробуем разобраться. Итак, перед нами женщина - «тень». Кто же она? Уже сама семантика слова «тень» наталкивает на мысль, что такая женщина является каким-то тихим, спокойным, беззащитным созданием, которые неуверенно шагает за своим мужчиной, смотря ему в спину. И кроме этой мужской спины ей не видно ничего - ни мира, ни других людей. Для нее существует только ее мужчина, которому она отдает себя полностью, не имея желание на самостоятельное существование, на свои собственные (а не мужские!) мысли и убеждения. Так как она - мужская тень, которая существует только в позиции «после мужчины». Но у Леси Украинки женщина - «тень» семантически переосмысливается и превращается. Она становится совсем другой, сохраняя только одну черту от своей первоначальной семантики. Эта черта заключается в том, что такая женщина и до сих пор не смогла погасить в своей душе источник огромной любви к мужчине. И именно это заставляет ее иногда вести себя как тень. Но эта женщина уже переродилась. Она теперь не существо, которому муж навязывает свои мысли и убеждения. Она теперь - Женщина, которая способна мыслить самостоятельно и самостоятельно избирать свой путь. Она теперь видит мир в собственном ракурсе, и ничто, даже любимый мужчина, не сможет повлиять и изменить этот ракурс в своем направлении.

    Метафора «тени» присутствующая в «Одержимой»: В Гефсиманском саду, в моменты наибольшего страдания Мессии и его молитвы «о чаше», Мириам, отвергнутая Мессией, слышится «здесь же, рядом, и я немая, как мур этот, не видная, как эта тень, так, будто я не человек, так, будто у меня и души нет...» Да, Мириам была влюблен  в Мессию и ради него готова была пойти на любые жертвы. Но когда Мессия требует ее отречься не только ближних, не только земных благ, но «отречься от себя», собственной индивидуальности, что для Мириам невозможно, то она обнаруживает себя сильным существом, отказываясь от этого. Таким образом, видим, что героиня Леси Украинки оставила право окончательного выбора за собой, и на наших глазах она возникает мужественной, бесстрашной и, безусловно, сильной личностью.

    Как тип женщины - «тени» можно рассматривать и Мавку из драмы-феерии «Лесная песня». Мавка, как и Мириам, пылко любила, но (в отличие от Одержимой) любовь Мавки была к земному мужчине. Она находит свою любовь в лице Лукаша, которому теперь готова быть и служанкой, и рабой только ради того, чтобы Лукаш взглянул на нее такими самыми влюбленными глазами. Да, Мавка станет тенью Лукаша, только бы он никогда не покинул и не предал ее. Эти факты, казалось бы, говорят о том, что Мавка - слабое, пустое существо, которое не страшится того, чтобы считаться той женщиной, которая стала на одну ступень с мужчиной. Но я умышленно выпустила те факты, которые доказывают совсем противоположное. Ведь:

    • Мавка первая сознается Лукашу в любви, тем самым ломая закоренелую традицию, по которой первым избирать должен мужчина.
    • Мавка, как наредкость сильная женщина, смогла простить Лукашу измену, сохранить свою любовь и даже протянуть руку помощи после Лукашевого отречения от нее.
    • Мавка находит в себе силы, чтобы переродиться и родиться как Вечная Женщина. И здесь она снова уподобляется  «тени». Но уже не Лукашевой тени, а тени как олицетворение перехода в новый мир, мир Вечной Женщины.

    Из этого значит, что Мавка имеет полное право на определение себя как сильной личности, любовь которой и помогает ей в этом. Второй тип Лесиной женщины - это женщина - «жертва». Кто она? Это женщина, которая в первую очередь готова на самопожертвование во имя любви. Она стремится преодолеть неполноту, вторичность женского существования в патриархальном обществе. И чтобы доказать, что она - полноправный член его, она избирает путь жертвования собой. Наконец становится очевидным тот факт, что эта женщина в самом деле имеет чрезвычайную силу воли, так как она выживает в созданных ею самой обстоятельствах, которые есть далеко не лучшими чем те, в которых могла бы жить эта женщина, если бы не принесла себя в жертву.

    Вспомним хотя бы Оксану из драматической поэмы «Боярыня». Первой ее жертвой становится жертва собственными интересами, собственной любовью к Украине ради любви. Чтобы быть со Степаном, Оксана уступает своими симпатиями, желаниями и вкусами, уступает всем тем, к чему успела привязаться и что полюбила всем сердцем. Оксана жертвует своими моральными принципами, чтобы Степан не попал в царскую «немилость». Она должна давать себя целовать боярам, которые приходят к ее мужу. Только ради того, чтобы на Степана не пала никакое подозрение, что его жена поддерживает связи с Дорошенко, и чтобы это в свою очередь не обернулось против него, Оксана соглашается на бездействие и молчание.

    Итак, эта на первый взгляд слабая женщина, которая умирает от тоски по родному краю на чужбине, имеет еще и стойкий, железный характер. Она находит в себе силы, чтобы пожертвовать наиболее дорогим, что у нее есть, ради другого человека. На это способна только сильная натура. Более «возвышенную» жертву приносит одна из героинь «Каминного хозяина» - Долорес. Она заставляет свою душу нести вечное раскаяние за очищение души ее возлюбленного - Дон Жуана. Долорес находит экстатическую утеху в самораспятии, в искуплении чужих грехов. Она жертвует собой, чтобы возвратить Дон Жуану не весьма ценные для него королевские привилегии.

    Страницы: 1 2

  • Краткий пересказ
    Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.