Сочинение рецензия: Драматургия прошлого века и ее роль в русской литературе

  

Накануне Великой Отечественной войны на сценах столичных театров еще шли многие из лучших спектаклей 1920 - 1930-х годов. Покорила театральную Москву великолепная серия новых прочтений шекспировских "Отелло", "Ромео и Джульетта", "Король Лир", "Много шума из ничего". Позднее стало ясно, что за неимением достойных советских пьес обращение к Шекспиру давало выход аккумулированной в предыдущие плодотворные годы могучей творческой энергии. Новаторские эксперименты первого послереволюционного десятилетия обеспечили русскому театру большой запас прочности. Однако административный разгул чувствовался везде и во всем. Началась полоса слияния театральных коллективов по принципу принудительного соединения несоединимого: Камерного театра А. Таирова с Реалистическим театром Н. Охлопкова, студии Р. Симонова с ТРАМом. Такое слияние приводило к двум взаимосвязанным негативным последствиям: художественная самобытность той или иной театральной школы объявлялась не имевшей никакого значения и ликвидировалось замечательное стилевое и жанровое многообразие русского театра.

Великая Отечественная война с ее консолидацией национальных сил вернула театру правду трагических конфликтов. Театр вместе со всей страной оказался на фронте. Четыре фронтовых театра ВТО, фронтовые бригады, гибель актеров, попавших в окружение, героика выступлений в блокадном Ленинграде, путь от Москвы до Берлина - обо всем этом немало сказано и написано исследователями, историками драматургии и театра. "Но вот какой урок я вынес из работы во фронтовом театре, - вспоминает один из известнейших ныне театральных режиссеров А. А. Гончаров, - искусство воздействует на зрителя не прямо, а опосредованно. Больше вдохновляли солдат, вызывали у них сильнейший эмоциональный отклик не пьесы, непосредственно посвященные войне, а классика".

Однако советская драматургия не могла не откликнуться на военные события. Сцены театров всей страны обошли три самые яркие пьесы тех лет: "Фронт" (1942) А. Корнейчука, "Русские люди" (1942) К.Симонова и "Нашествие" (1942) Л.Леонова. Характерно, что, сохраняя в своей основе строгую жанровую определенность, драматургия военных лет вместе с тем испытывала  значительное воздействие различных художественных форм, обогащалась элементами других родов и видов литературы. В лучших драматургических произведениях актуальность и публицистичность соединялись с лиризмом, эпические черты - с психологизмом, бытовые будничные картины - с высокой трагедийностью. Ведущим же в них неизменно выступало героическое начало, цементирующее все остальные элементы драмы.

Но театральному празднику положило предел очередное партийное постановление "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению" (1946), потребовавшее от драматургов решительного поворота не к "западным развлекательным комедиям" или "безыдейным, слабым в художественном отношении пьесам, обеднявшим образы советских людей", а к "актуальным темам современности", "более четкому определению своих идейных и политических позиций". На театр к тому же надвигалась и новая беда, известная под названием борьбы с космополитизмом.

Реакция на очередное партийное указание не замедлила явиться. Широкое хождение в художественной теории и практике получила так называемая теория бесконфликтности, которая препятствовала нормальному развитию литературы. Но особенно пострадала от нее именно драматургия как литературный род по самой своей природе остроконфликтный.

В произведениях о недавней войне нередким было приукрашенное, далекое от реальной трагедии народа изображение даже таких страшных и драматичных событий, как Сталинградская битва (например, пьеса Б. Чирскова "Победители").

В пьесах на "производственную" или "колхозную" тему господствовал быстро ставший штампом конфликт "новаторов" и "консерваторов", предполагавший не столкновение живых, ярких человеческих характеров, а ходульные схемы, упрощавшие решение сложных моральных и общественных проблем. "Бесконфликтность" подобного толка присутствовала в комедиях А. Сурова - "Зеленая улица" (1948), А. Софронова - "В одном городе" (1947), "Московский характер" (1948), А. Корнейчука - "Калиновая роща" (1950), "Крылья" (1954). Отсталый председатель сельсовета и молодая активистка-колхозница, передовой первый секретарь обкома и консервативный председатель облисполкома - все они, в сущности, были советскими, а значит более или менее, но все равно "хорошими" людьми. Иногда, правда, с ними случались недоразумения, но они быстро и легко устранялись в рамках комедийного сюжета. "Общая атмосфера творчества в те годы, - вспоминал позднее режиссер Г.А. Товстоногов, - пресловутая "теория бесконфликтности" бросали нас всех на поиски хоть каких-нибудь конфликтов, так как без них нет драмы и театра. Кодексы законов о труде и браке казались подходящей литературой для инсценировки".

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: