Содержание дилогии Унсет «Улав, сын Аудуна с Хествикена»

  

Выдающимся историческим романом Унсет стали дилогия «Улав, сын Аудуна с Хествикена» и «Улав, сын Аудуна, и его дети». Время действия этих произведений — XIII ст. В еще более древнее время погружает нас писательница, еще более тесными и глубокими являются здесь родственные связи, еще более простым быт и причины, которые побуждают главных героев к действиям. Родительская месть, плата за насилие и убийство, кровавые поединки время от времени возникают на страницах романов, но главным, как всегда, остается человеческий характер, духовный мир человека. Внимание писательницы сосредоточено, прежде всего, на образах Улава и его невесты, а со временем жене Ингуне. И снова непростой путь двух главных героев разворачивается перед нами, а бедственная жизнь закаливает их характеры.

Особенно ярким является образ Улава. Из упрямого, бодрого, предприимчивого и вспыльчивого мальчика он превращается в опытного, мудрого и воспитанного нелегкой жизнью мужчину. Но и здесь общая жизнь героев, которые любят друг друга, не проста: это также вариант любви-ненависти, изображенной в романе о Кристин и Эрланде. Унсет хорошо знала романы В. Скотта, но ее исторический роман основывался на национальной традиции, которая питалась объективным стилем саги. Именно поэтому так много внимания писательница уделяет родственным связям героев, так детально описывает их окружение, тщательно прослеживает подоснову любых заключенных соглашений, их выполнение или нарушения. Именно поэтому важную роль в произведениях У. играют поверья, пророчества, вещие сны, жизнь природы, которая для средневекового человека была преисполнена тайн.

Сложность жизни порождает сюжетную напряженность романов, хоть их и нельзя назвать собственно авантюрными или приключенческими, так как в них описывается сложность самой жизни прошлых эпох, которую усиливают непростые характеры героев, созданных творческим воображением писательницы. Целиком справедливо делали замечание норвежские исследователи, что романы, вопреки особому вниманию автора к особенностям быта, одежды, напряженности ситуаций, нельзя назвать ни романтическими, ни «костюмными», ни археологическими. Романы Унсет — это утонченные в психологическом аспекте, научные по уровню знания реальных фактов, высокохудожественные по форме воспроизведения общечеловеческой радости и горя, любви, ненависти, великодушия и измены — всего того, что присуще человеческому обществу на протяжении его существования. Именно эта общечеловеческая интенция и до сих пор разрешает романам Унсет оставаться весьма увлекающей, познавательной и воспитательной лектурой.

В 1928 г. Унсет получила Нобелевскую премию по литературе «за убедительное описание скандинавского средневековья». Последние романы Унсет связаны с современностью, как, например, « Ида-Элизабет» в котором снова возникают проблемы семьи, изображен характер женщины, которая жертвует собственным счастьем в любви ради своих детей.

В 30-х гг. писательница, которая стала к тому времени убежденной католичкой, активно выступала с резким осуждением любых форм тоталитаризма. После оккупации Норвегии фашистской Германией она вынуждена была перебраться в Швецию, а оттуда в США. В Америке она продолжала общественную деятельность, читала лекции. После освобождения Норвегии Унсет возвратилась на родину, где норвежское правительство наградило ее Большим крестом ордена Святого Олава «за заслуги в литературе и служение народу». Сегодня произведения Унсет практически неизвестны за пределами Норвегии, тем не менее, на родине ее уважают как одного из наилучших норвежских мастеров слова XX ст.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: