Содержание романа Чапека «Война с саламандрами»

  

  Страдание автора от «Безудержного безумия» человечества. Быть может, самое главное, что сделало «Войну с саламандрами» не рядовой новинкой научной фантастики, а немеркнущим памятником гуманистической литературы XX века. Этот роман - ирония и ужас перед  механической полуобразованностью, страх перед агрессивность  оглуплённой толпы, перед захватническим инстинктом массы, разрушающей берега цивилизации; пророчество гибели, которой грозили миру новоявленные лозунги фашизма, и сонное безразличие стражей старого порядка. Научно-фантастический сюжет развёртывается как реально мотивированная ироническая картинка действительной эволюции одного вида животных, повторяющие путь человеческого рода. Ведь не исключено, что при других условиях иной тип жизни, нежели человеческий, мог бы стать двигателем культурной революции.

Пчёлы или муравьи могли бы развиться в высокоинтеллектуальных существ, способных создать цивилизацию. Чапек одновременно испытывает и возможности научно-фантастического допущения и  сатирико-метафорической аналогии, синтезируя их. По ходу действия, читатель становится свидетелем того, как саламандры превращаются в человекоподобные существа, которые, копируя человеческую жизнь, создают свою цивилизацию. Это параллель - люди и животные. Идея человекоподобного существа, лишённого духовного начала. С помощью научно-фантастической гипотезы, Чапек максимально сблизил их. Этот роман - эксперимент в смысле изображения определённого процесса.

Это утопический роман. Сатира - это самое плохое, что человек может сказать людям, - это значит не обвинять их, а только делать выводы из актуальной действительности и мышления. В идейном фокусе  «Войны с саламандрами», как и в других социально-философских сатирах Чапека, находится многозначный символический  образ-модель, который постепенно обнаруживает всё новые свои грани. Саламандры - это собирательный образ.

В первой книге романа саламандры - сенсационная новинка. Показывая, как мир откликается на неё, писатель блестяще парадирует приключенческие романы,  голливудские сценарии, буржуазную прессу и опусы псевдоученых. Начинается в духе типичного при5ключенческого романа, с мотивом загадок природы. Так же Чапек рассуждает  по аналогии с известными факторами и научными гипотезами. Тема реликтовых животных - благодатный материал для научной фантастики: капитан  ван Тох нашел на некоем острове Тамаса необычных животных - ростом с маленьких детей, с хвостом сзади и моргают нижними веками «нельзя сказать, чтобы не были красивыми, у них нет никакой чешуи, они совершенно голые, а передние лапки у них совсем как детские рученьки, только пальцев на каждой всего четыре, но очень смышлёные и милые зверьки « -(именно так впервые опишет их капитан ван Тох) и к тому же местные жители их очень боялись и называли - чертями. Капитан познакомился с этими ящерками и они оказались на редкость смышлёными и восприимчивыми и совершенно беззащитными перед акулами, поэтому капитан дал им ножи, чтобы они могли открывать раковины с жемчугом, а так же обороняться.

Ван Тох  научил их применять рычаг, то есть это первые навыки труда.  Перспективы усиления фантастических элементов, переводит роман в иную плоскость. Из обыкновенного, невинно-приключенческого романа, с ничем не предвещающим великую катастрофу сюжетом, роман приобретает понемногу другой акцент. Люди, даже не заметно для себя, начинают эксплуатировать саламандр, но эта эксплуатация все равно имеет ещё романтический авантюрный оттенок. Преобладающие интонации - ирония и юмор. Самое примечательное, что в романе нет сквозных героев. Перед нами мозаика картин и эпизодов, которые представляют собой историю знакомства человечества с саламандрами, историю их открытия. Саламандры расселяются по островам и все больше подражают человеку - к примеру, произносят некоторые слова, но с некоторым скрипом.

Каждая глава написана в своём стилистическом ключе. Образ Повондры - юмористическое пародия на образ центрального героя. Его роль в событиях представляется в комическом свете. Ведь в начале он просто дворецкий у одного известного магната пана Бонди к которому с предложением о применение ящерок, как рабочей силы для добычи жемчуга, пришёл капитан. С этого всё и началось. Но в отличии от последующих поработителей саламандр, капитан относился к ним с отцовской любовью и заботой. Потихоньку-понемноу мир узнаёт о таких существах, как саламандры: появляются статьи в газетах, организовываются фирмы по перевозке жемчуга и саламандр, которые стали появляться даже в кино. Но однажды в зоологическом саду заговорила со сторожем одна саламандра по имени Эндрю Шейхцер (к стати сказать тоже пародия на некоего Иогана Якоба Шейхцера (1672-1733)-швейцарский естествоиспытатель, геолог и палеонтолог, в 1700 году обнаружил скелет гигантской ископаемой саламандры, (который хранится теперь в Гаарлемском музее в Голландии), которую принял за допотопного человека). Это была очень любезная говорящая саламандра, которая умела читать газеты и говорила только газетными фразами и цитатами, а так же знал мир только по газетным страницам, но это ведь только символ, на самом деле эта саламандра воплощает собой ограниченность мышления буржуазного обывателя.

Далее следует глава о дрессированных саламандрах:  это полумертвые дрессированные животные, живущие в ржавой бочке и за умеренную плату, готовые сказать здравствуйте, и постучать несколько раз барабанной палочкой.

Основывается синдикат «Саламандра» занимающийся добычей жемчуга - порабощение набирает обороты. Саламандры неумеренно размножаются и заполоняют мир. А синдикат будет подыскивать работы для них, будет разрабатывать идеи покорения моря, воздвигать искусственные подводные плотины и строить материки - именно в этом будущее человечества.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: