Составление плана характеристики образа мальчика Леньки (В. Близнец «Звук паутинки»)

  

Цель: совершенствовать умение учеников составлять план характеристики образа героя, в частности Леньки из произведения В. Близнеца «Звуки паутинки»; обратить внимание на назначение персонажа в произведении, его связь с другими героями; развивать культуру связной речи, логическое мышление, наблюдательность, внимание, память; активизировать словарь школьников; умение рационально использовать учебное время; воспитывать активную жизненную позицию; прививать интерес к результатам собственной учебной деятельности.

Тип урока: применение знаний и умений.

Оборудование: рисунки «Ленька глазами учеников», текст произведения.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

• Дайте определение художественному образу. (Художественный образ - особая форма эстетичного освоения мира, при которой сохраняется его предметно-чувствительный характер, его целостность, жизненность, конкретность, в отличие от научного познания, которое подается в форме абстрактных понятий).

• Что вам известно о понятии «литературный характер героя»? (Характер литературный - это изображение писателем в художественном произведении человека с присущими ему индивидуальными чертами, которые предопределяют его поведение, отношение к другим людям, к жизни).

• Какое значение отводится портрету литературного героя? (Портрет - изображение в литературном произведении внешнего вида, позы, движений, выражения лица человека, его одежды, обуви и т.п.).

• В чем назначение того или иного литературного персонажа в произведении?

• Как условно можно распределить персонажей произведения? Чем обусловлено такое распределение? Свою мысль мотивируйте.

• Под влиянием кого и чего происходит формирование литературного героя?

III. Объявление темы. Цели урока. Мотивация учебной деятельности.

IV. Основное содержание урока.

Пусть оживает истина старая:

Человек начинается с добра!

Л. Забашта.

Ах, сколько радости, когда ты любишь землю,

Когда гармонии ищешь в жизни!

П. Тычина.

1. Вопрос к индивидуальной работе.

• Подберите к слову «характер» синонимы.

• Проведите самоанализ: подберите черты собственного характера.

2. Работа в парах.

Задача. Составьте диалог о необходимости усовершенствования характера каждого человека.

3. Характеристика образа Леньки.

• Какие впечатления возникли у вас во время первого знакомства с Ленькой?

• Как мальчик относится к матери? Какие черты характера при этом проявляются у него?

• Каким для матери является сын Ленька? Были ли у нее трудности относительно его воспитания?

• Чем, по мнению матери, обделен Ленька? С чем это связано?

• Что свидетельствует о богатой фантазии, воображении мальчика? Приведите убедительные доказательства, ссылаясь на содержание произведения.

• Как с помощью творческого воображения Ленька воспринимает и познает мир?

• Почему мальчик ко всему в природе относится с уважением, осторожностью? Мотивируйте свою мысль.

• Как естественная окружающая среда формирует мировоззрение Леньки?

• Можно ли считать мальчика любознательным, наблюдательным? В чем это проявляется?

• Откуда он получает знания об окружающей среде?

• Как мальчик реагирует на трудности, которые случаются с его друзьями (Рексом, Бакуном)?

• Какое значение имело для Леньки знакомство с Адамом, а потом и с Ниной? Чем полезным было общение мальчика с новыми друзьями?

• Почему мальчик захватывался умом, красотой Нины?

• Исследуйте на примере произведения, как Ленька размышляет над смыслом жизни человека, о добре и зле, которое властвует во вселенной?

• Как Ленька воспринимает оптимизм больного Адама?

• Почему мальчик пренебрежительно относился к Глипе?

• Чем объяснить страдания Леньки из-за убийства Рекса, гибели мотылька, опасной ситуации с Бакуном, наконец, болезни, а потом и смерти Адама?

• Можно ли Леньку назвать малой естественной энциклопедией?

• Какое будущее вы видите к мальчика? Почему? Свою мысль обоснуйте.

4. Составление плана характеристики образа Леньки.

Ориентировочный план:

1) Ленька - главный персонаж повести В. Близнеца «Звук паутинки».

2) Портрет и внешность мальчика.

3) Черты характера Леньки:

а) доброта и искренность;

б) чуткость;

в) способность к фантазии и творческому мышлению;

г) наблюдательность и осведомленность;

д) трудолюбие;

е) почтенность к матери, Адаму, Нине;

ж) любовь к природе;

з) умение ценить дружбу.

4) Влияние других персонажей на формирование мировоззрения мальчика.

5) Ленька - малая естественная энциклопедия.

6) Значение образа героя.

6. Обсуждение проблемного вопроса (прием «аквариум»).

• Изменился ли Ленька, если бы он поселился в большом городе?

V. Итог урока.

VI. Объявление результатов учебной деятельности учеников.

VII. Домашняя задача.

Проанализировать последний раздел «Все отплывает», обдумать образы звука паутинки, Нины, кораблика.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: