Образцы творческих сочинений > Сочинения для младших классов > Составление плана характеристики образа мальчика Леньки (В. Близнец «Звук паутинки»)


     
  • Составление плана характеристики образа мальчика Леньки (В. Близнец «Звук паутинки»)

    Цель: совершенствовать умение учеников составлять план характеристики образа героя, в частности Леньки из произведения В. Близнеца «Звуки паутинки»; обратить внимание на назначение персонажа в произведении, его связь с другими героями; развивать культуру связной речи, логическое мышление, наблюдательность, внимание, память; активизировать словарь школьников; умение рационально использовать учебное время; воспитывать активную жизненную позицию; прививать интерес к результатам собственной учебной деятельности.

    Тип урока: применение знаний и умений.

    Оборудование: рисунки «Ленька глазами учеников», текст произведения.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация опорных знаний.

    Беседа с вопросами:

    • Дайте определение художественному образу. (Художественный образ - особая форма эстетичного освоения мира, при которой сохраняется его предметно-чувствительный характер, его целостность, жизненность, конкретность, в отличие от научного познания, которое подается в форме абстрактных понятий).

    • Что вам известно о понятии «литературный характер героя»? (Характер литературный - это изображение писателем в художественном произведении человека с присущими ему индивидуальными чертами, которые предопределяют его поведение, отношение к другим людям, к жизни).

    • Какое значение отводится портрету литературного героя? (Портрет - изображение в литературном произведении внешнего вида, позы, движений, выражения лица человека, его одежды, обуви и т.п.).

    • В чем назначение того или иного литературного персонажа в произведении?

    • Как условно можно распределить персонажей произведения? Чем обусловлено такое распределение? Свою мысль мотивируйте.

    • Под влиянием кого и чего происходит формирование литературного героя?

    III. Объявление темы. Цели урока. Мотивация учебной деятельности.

    IV. Основное содержание урока.

    Пусть оживает истина старая:

    Человек начинается с добра!

    Л. Забашта.

    Ах, сколько радости, когда ты любишь землю,

    Когда гармонии ищешь в жизни!

    П. Тычина.

    1. Вопрос к индивидуальной работе.

    • Подберите к слову «характер» синонимы.

    • Проведите самоанализ: подберите черты собственного характера.

    2. Работа в парах.

    Задача. Составьте диалог о необходимости усовершенствования характера каждого человека.

    3. Характеристика образа Леньки.

    • Какие впечатления возникли у вас во время первого знакомства с Ленькой?

    • Как мальчик относится к матери? Какие черты характера при этом проявляются у него?

    • Каким для матери является сын Ленька? Были ли у нее трудности относительно его воспитания?

    • Чем, по мнению матери, обделен Ленька? С чем это связано?

    • Что свидетельствует о богатой фантазии, воображении мальчика? Приведите убедительные доказательства, ссылаясь на содержание произведения.

    • Как с помощью творческого воображения Ленька воспринимает и познает мир?

    • Почему мальчик ко всему в природе относится с уважением, осторожностью? Мотивируйте свою мысль.

    • Как естественная окружающая среда формирует мировоззрение Леньки?

    • Можно ли считать мальчика любознательным, наблюдательным? В чем это проявляется?

    • Откуда он получает знания об окружающей среде?

    • Как мальчик реагирует на трудности, которые случаются с его друзьями (Рексом, Бакуном)?

    • Какое значение имело для Леньки знакомство с Адамом, а потом и с Ниной? Чем полезным было общение мальчика с новыми друзьями?

    • Почему мальчик захватывался умом, красотой Нины?

    • Исследуйте на примере произведения, как Ленька размышляет над смыслом жизни человека, о добре и зле, которое властвует во вселенной?

    • Как Ленька воспринимает оптимизм больного Адама?

    • Почему мальчик пренебрежительно относился к Глипе?

    • Чем объяснить страдания Леньки из-за убийства Рекса, гибели мотылька, опасной ситуации с Бакуном, наконец, болезни, а потом и смерти Адама?

    • Можно ли Леньку назвать малой естественной энциклопедией?

    • Какое будущее вы видите к мальчика? Почему? Свою мысль обоснуйте.

    4. Составление плана характеристики образа Леньки.

    Ориентировочный план:

    1) Ленька - главный персонаж повести В. Близнеца «Звук паутинки».

    2) Портрет и внешность мальчика.

    3) Черты характера Леньки:

    а) доброта и искренность;

    б) чуткость;

    в) способность к фантазии и творческому мышлению;

    г) наблюдательность и осведомленность;

    д) трудолюбие;

    е) почтенность к матери, Адаму, Нине;

    ж) любовь к природе;

    з) умение ценить дружбу.

    4) Влияние других персонажей на формирование мировоззрения мальчика.

    5) Ленька - малая естественная энциклопедия.

    6) Значение образа героя.

    6. Обсуждение проблемного вопроса (прием «аквариум»).

    • Изменился ли Ленька, если бы он поселился в большом городе?

    V. Итог урока.

    VI. Объявление результатов учебной деятельности учеников.

    VII. Домашняя задача.

    Проанализировать последний раздел «Все отплывает», обдумать образы звука паутинки, Нины, кораблика.

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Составление плана характеристики образа мальчика Леньки (В. Близнец «Звук паутинки»), тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.