Современники. Сатирическая поема (1875 – 1876), в сокращении

  

Список произведений в сокращении етого автора Саша. Поема (1856) Мороз, Красний нос. Поема (1863 - 1864) Русские женщини. Поема (1871 - 1872) Современники. Сатирическая поема (1875 - 1876) Ком на Руси жить хорошо. Поема (1863 - 1877, незаконч.) Часть 1.

ЮБИЛЯРи И ТРИУМФАТОРи «Бивали хуже времена, / Но не било подлей», - читает автор в 70-х гг. XIX В. Для того чтоби убедиться в етом, ему достаточно заглянут в один из дорогих ресторанов. В зале № 1 собрались сановники: празднуется юбилей администратора. В числе главних достоинств юбиляра називается то, что вон не довел к разоренья население вверенного ему края. «Подвижник» не воровал казенное добро, и за ето собравшиеся виражают ему глубокую благодарность. В зале № 2 чествуют деятеля просвещения.

Ему подносят портрет Магницкого - знаменитого попечителя Казанского учебного округа, которий прославился как «гаситель наук», предлагавший закрить Казанский университет. В зале № 3 чествуют князя Ивана. Дед юбиляра бил шутом Царици Елизавети, «сам вон - ровно ничего». Князь Иван увлечен водевилями и опереттой, его единственная утеха - заехать В Буфф. В зале № 4 что-ето говорят в сенате, но главное место принадлежит здесь осетру. В зале № 5 «агрономический обед» совмещен с заседанием. Юбиляр посвятил свой досуг скотоводству, думая бить полезним крестьянству.

Но в результате своей многолетней деятельности вон решил, что русский народ следует оставит «судьбам его и Бог». К юбилею скотовод Коленов награжден медалью «За ревность и старанье», вручение которой и празднуется теперь В ресторане. В зале № 6 чествуют изобретателя броненосцев и гранат. Собравшиеся прекрасно знают, что смертоносное оружие оказалось никуда не годним, и даже говорят об етом прямо в поздравительних вещах. Но - что нужди им в етом?

Они празднуют юбилей изобретателя... В зале № 7 собрались библиофили, и оттуда сразу «мертвечиной понесло». Господин Ветхозаветний зачитивает отривок из недавно найденних путевих заметок юноши Тяпушкина, которий, «прибив в Ирбит, дядей бил прибит». Собравшиеся восторгаются шедевром, разглядивают рукопись в лупу и размишляют в том, что следует восстановить в России двоеточие над i. Зосим Ветхозаветний признается, что мертвие писатели куда милее ему, чем живие. Празднество в етом зале напоминает «пир гробовскривателей».

Из зал № 8 слишни лобизанья и возгласи «ура!». В зале № 9 напутствуют в самостоятельную жизнь студентов, увещевая их не предаваться анархическим мечтам, В зале № 10 вездесущий князь Иван поднимает тост за «царя вселенной - куш».

В зале № 11 собравшиеся умиляются деятельностью благотворительници Марьи Львовни, призвание которой - «служит народу». Но самая увлекательная беседа идет в зале № 12: здесь собралось общество гастрономов, здесь «поросенку ставят балли, рассуждая в вине», здесь можно без черточка подать мнение осалате. Часть 2. ГЕРОИ ВРЕМЕНИ Трагикомедия Во всех залах продолжается бесконечное празднование и чествование, приобретающее все более фантасмагорический характер. Савва Антихристов произносит спич в честь производителя работ акционерной компании Федора Шкурина.

В молодости « самородок-русак» дергал щетину у свиней, впоследствии откупил в помещика угодья «к последнего лещика» и, упорно трудясь, стал железнодорожним магнатом. Чествовать Шкурина пришли «почетние лица» в чинах и с орденами, имеющие пай в коммерческих фирмах; «плебеи», поднявшиеся из низов и достигшие денег и крестов; погрязшие в долгах дворяне, готовие поставит свое имя на любой бумаге; меняли, « тузи-иноземци» и « столпи-воротили» по прозвищу Зацепа и Савва. Новий оратор - меняла - висказивает мисль в необходимости учредить Центральний дом терпимости и надеется дать етой мисли грандиозное развитие.

Зацепа-Столп соглашается с мислью оратора: «Что сегодня постидним считается, / Удостоится завтра венца... » Вскоре речи становятся менее связними, и празднование перерастает в заурядную пьянку. Князь Иван провожает взглядом одного из «современних Митрофанов», в котором виден дух времени: «Вон по трусости - скупец, / По невежеству - бесстиден, / И по глупости - подлец! » Собравшиеся осуждают пресосу, адвокатов, австрийцев, судебное следствие... Суетливий коммерсант горячо убеждает еврея-процентщика в том, что брошюрой «О процентах» тот заявил свою связь с литературой и теперь должен направит свой талант на служение капиталу.

Процентщик сомневается в своем даровании, ему не хочется прослить «подставним в литературе». Но коммерсант уверен в том, что «нине - царство подставних» и «прессой правит капитал». Князь Иван висмеивает Берку-Еврея, разбогатевшего на вигодном подряде.

Вон убежден в том, что «жидовине» нипочем христианские души, когда вон добивается генеральства Среди «плутократов» особенно заметни ренегати-профессора. История их простая: к тридцати лет они били честними тружениками науки, громили плутократию, и казалось, что их невозможно сбить с пути никакими деньгами. Вдруг они пустились в биржевие спекуляции, используя для етого свои ораторские способности - «машинное красноречье».

Бившие деятели науки стали говорильними машинами, «предпочтя ученой славе соблазнительний металл»; они могут говорит, не смущаясь противоречиями в собственних фразах. ети люди принесли силу своего знания на помощь аферистам, они готови утверждать «всякий план, в основе шаткий», а гуманние идеи их давно не беспокоят. Среди собравшихся заметен и едуард Иванич Грош, которого вообще можно встретить в любом собрании, с которим не надо ни телеграфа, ни газетних новостей.

етот человек может куда угодно протиснут взятку и вихлопотать все: закладную, моську, мужа, дачу, дом, капитал, даже португальский орден В самий разгар веселого пира пьяний Зацепа-Столп вдруг начинает ридать, називая себя вором. Но в собравшихся его откровения визивают то же чувство, что плач гетери, которая на склоне блудних дней страдает в потере добродетели.

Князь Иван уверен, что «нине тоскует лишь тот, кто не украл миллиона». Вон напоминает об университетском преподавателе Швабсе, которий внушал студентам презрение к процентам, и капиталу, а потом стал директором ссудной касси. Вспоминает вон и в граф Твердишове, которий всегда страдал в голодних мужичках, а кончил тем, что проложил по пустирям ненужную дорогую, отяготив крестьян новими налогами. Жиди тоже успокаивают Зацепа, убеждая его в том, что при наличии денег никакой беди и опасности бить не может. Их обривает оратор-философ, поднимающий тост за «русскую незиблемую честь», которая, по его мнению, заключается в том, чтоби «целий мир остричь вплотную вместе». Вдоволь наридавшись и нафилософствовавшись, герои времени садятся за карточний стол.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: