«Старик и море» Хемингуэя – повесть-притча о человеке

  

Философская символика и система образов произведения. Литературные исследователи называют повесть выдающегося американского писателя Э. Хемингуэя (1898-1961) «Старик и море» «притчей», вероятно, это действительно так. Так как этот, с одной стороны, очень реалистическое произведение - не простое описание интересного приключения, не просто рассказ о поединке отважного старого рыбака с морем и рыбой. Эта повесть имеет значительно более широкое и обобщенное содержание, которое не сводится лишь к авторской идее о необходимости сохранения человеком мужества и достоинства при любых обстоятельствах. Об этом Хемингуэй писал в каждом своем художественном произведении. Но именно по поводу повести «Старик и море» писатель сказал: «Кажется, что, наконец, я добился того, над, чем работал вся моя жизнь».

Что имел в виду Хемингуэй? Наверное, однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Но поняло одно: он достиг в своем творчестве высшей ступеньки и на уровне идей, и на уровне художественного изображения действительности.

Извне сюжет повести довольно нескладный. Старый Сантьяго, герой произведения, утомленный неудачами, которые преследовали его уже длительное время, отплывает далеко в море, в поисках добычи. Ему повезло: попалась «огромная рыба». Та рыба была большая и сильная, что старому пришлось прибавить немало усилий, чтобы победить ее. Но на обратном пути акулы пожирают рыбу, и старому остается ее скелет.

Однако дело в том, что самая по себе борьба старика с рыбой, с акулами - это лишь видимая часть сюжетного «айсберга». Запрятанная же в подтексте часть говорит о более важном и значительном: писатель рассуждает над взаимоотношениями человека с обществом, человека и природы, человека и даже Вселенной.    Реалистические образа старика, моря, рыбы, мальчика, левов, акул навевают символистичного значения и находятся в залоге противостояния и единства одновременно.

Утверждается мысль о взаимосвязи всех жителей Земли: людей, животных, птиц, и в тот же время один из парадоксов человеческого существования: человек вынужден убивать тех, кого любит, кто «более дорогой от брата». «Как хорошо, что нам не нужно убивать солнце, месяц и звезды, достаточно того, что мы требуем пищу у моря и убиваем своих братьев».

Человек - часть природы, часть Вселенной. Она ощущает это и стремится к гармонии с ними. Именно такой должна быть мироздание: человек в гармоническом сосуществовании с природой, Вселенной - к такой важной мысли приходит Хемингуэй. Рассмотрим взаимосвязь образов и старика и мальчика:

  • старость - юность
  • конец - начало

Мальчик Манолин - продолжение старика, его будущее, он обеспечит ему бессмертие, получив вместе с опытом и часть души старого. «Был бы со мной мальчик», - рефреном звучат в повести слова старика, которыми автор утверждает мысль, что сила человечества в его единстве.

Образа акул - хищников, врагов можно еще воспринимать, как препятствия на пути достижения цели. Человек смело вступает с ними в борьбу. «Акула ничего не боится и совершает так, как ей захочется . Здесь звучит знаменитое «...человек не для того созданная , чтобы быть побежденной. Человека можно уничтожить, но ее нельзя победить».

Но «победитель ничего не приобретает» - эту философскую мысль Хемингуэй вынес даже в заголовок одного из своих произведений. Сущность человеческой жизни в борьбе и победе в ней, возможно, это победа над собой.

В жизни (море) у каждого есть своя Рыба (цель, цель), которую нужно приобретать, есть свои Акулы (враги, препятствия), и, слава Богу, есть свой Мальчик (надежда на будущее, на свое продолжение), свои Левы («лучше всего в моей жизни», символ юности, детства того, что помогает жить).

А еще человек - частичка необъятной Вселенной. Она ощущает себя хорошо лишь в гармонии со всем, что окружает ее: небом, солнцем, морем, птицами, рыбами. Она - не царь, не песчинка - она равная среди равных.

Становятся понятными слова Хемингуэя по поводу окончания им повести: «Кажется, что я, наконец, добился того, над, чем работал вся моя жизнь». Писатель в своих произведениях всегда изображал какие-то актуальные социальные конфликты, проблемы современного ему жизни, окружающей его общества. Т.е., там были зафиксированные лишь мгновенности, а здесь - вечная картина мира и человеческого существования.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: