Старобытная Украина и украинцы в рассказе П.Кулиша «Орися»

Ещё сочинения по заданной теме

Знакомство учеников с прозаическим творчеством Пантелеймона Кулиша начинается с 6 класса, где изучается (интеллектуально) рассказ "Орися" (кроме этого, для самостоятельного чтения рекомендуются рассказы "Гордовитая пара", "Сечевые гости").

"Орися" (1844) - самое заметное произведение романтичной малой прозы писателя. Фабульной основой рассказа - идиллии стало своеобразное срастание античного мифа и украинского фольклорного перевода - легенды. Уже этим автор подносил патриархальный быт и обычаи богатого украинского казачества на уровень гармоничного гомеровского мира. Идеалы древности выступали эталоном национального образа жизни, воплощения "духа нации, которые в нетронутой частоте должны передаваться от поколения к поколению."

Вместе с тем, и в "Орисе", и в других романтичных рассказах Пантелеймона Кулиша над фольклорной красочностью господствуют субъективность и условность авторского стиля, который вращается с театральностью и сентиментально дидактичной поучительностью.

Доминирующим на уроке изучения этого произведения будет, обычно метод беседы, а основной методический прием - прием творческого (выразительного) чтения с использованием разнообразных видов работы.

Ниже предлагаем один из возможных организационно структурных разновидностей урока изучения рассказа "Орися".

Тема: Старобытная Украина и украинцы в рассказе П.Кулиша "Орися".

Цель: Ознакомить учеников с источниками и целью написания рассказа, дать понятие о жанре идиллии. Воспитывать заинтересованность прошлым родного народа, желание ближе узнать его. Совершенствовать умение выразительно читать за действенными лицами.

Тип урока: комбинированный с элементами инсценировки.
Методическое обеспечение, оборудование урока: учебник по украинской литературе для 6 класса, словарь "Литературные термины" В. Лесина, издание произведений П. Кулиша, портрет писателя; стол, застеленный скатертью, вышитой в давнем украинском стиле.
(Ученики дома читают рассказ, делают рисунки, подбирают вышивки, которые бы передавали содержание и настроение произведения).

Ход урока

I. Инсценировка вечера в украинской семье.

За столом сидит мать, задернутая платком, и девушка (женщина) лет, 12-15, вышивают. Обе в вышивках (желательно давних). К ним прислоняется мальчик (сынок).

Мать начинает петь песню, дочка подпевает ей:
Стоит явор над водой, на воду склонился;
Сидит казак в неволе, тяжело приуныл.
Не клонись, явороньку, еще же ты зелененький;
Не сокрушайся, казак, еще же ты молоденький!
"Не стал бы я клониться - вода корень моет;
Не стал бы я сокрушаться - само сердце млеет".
Где-то у тебя, казак, не родная мать
Ой что тебе позволяет тут пропадать?
По-видимому, тебя, казаку, девочка ругает
Ой что тебе молодому фортуны нет?
Ой из-за горы, из-за крутой черный ворон кричит
А на Украине далекой девочка плачет.
Плачет она да и сокрушается, еще и тяжело голосит:
"Продай, папу, и серых волов
Но выкупи казака из тяжелой неволи!"
Песня стихает, а мальчик придвигается к сестренке и просит:
- Лесю, сестричка, расскажи о той горе...
- Ну хорошо, слушай, - откладывает девушка вышивку и начинает рассказывать легенду о Туровой горе.

ІІ. После такой своеобразной преамбулы учитель сообщает тему урока и его задания.

- Так не раз бывало в жилище Александра Кулиша, в семье, где родился и вырос Панько Кулеш, будущий писатель, культурный деятель, ученый. Сызмальства он был очень любознательным. Все услышанное складывал в своей головке, а затем, став взрослым, взявшись за перо перенес все услышано на бумагу, вплел в свои прекрасные произведения.

Дома вы ознакомились с одним из его рассказов о нашей древнейшей Украине, над содержанием которого мы сегодня будем работать. Рассказ "Орися" (1844) справедливо считается лучшим среди Кулишевых романтичных произведений: "Девичье сердце", "Гордовитая пара" и др., что обозначены этнографической достоверностью, романтичным изображением жизни, близостью художественной манеры, к народнопоэтическому творчеству.

Сюжет рассказа навеян шестой песней Гомеровой "Одиссеи". Чистыми, свежими красками изображена сотница Пашись - полностью в духе народного творчества: "Поют в песне, что нет большей красоты, как ясная заря в погоду. Следовательно, кто видел дочь покойного сотника Таволги, тот бы сказал, может, что она лучше и даже именно солнца..." - так начинается рассказ.

Работа над произведением начинается с беседы за рядом вопросов к классу.

1. Какие впечатления произвело на вас произведение?
2. Что вам больше всего запомнилось?
3. Какая слава шла по Украине об Орисе?
4. Как вы думаете, заслужила ли только за красоту Пашись такую славу?
5. Что мы узнали из произведения о жизни этой красавицы? Какие взаимоотношения с отцом, с девушками, рабочими?
6. Кто был для нее примером в этом?
7. Чего больше всего желает Таволга? Чем он сокрушается? Отвечая, ссылаться на текст.
8. Что вы узнали о деде Гриве из рассказа? Каким вы себе представляете его?
9. Почему, по вашему мнению, именно дед Грива рассказывает девушкам о Туровой горе?
10. Какое народное произведение напоминает этот рассказ, чем именно?

Дальше учитель дает ученикам задания для самостоятельной работы:

Выбрать с начала раздела фразы, которые передают переживание девушек, выполнить задание за учебником.

Б. Пейзажи в произведении, их роль.
В. Язык персонажей. (Близкий к народным песням, легендам и переводам).

В тексте рассказы встречаются обветшалые, редко употребляемые лексемы, не понятные ученикам выражения и обороты, которые нуждаются в соответствующей словарной работе, комментировании.

ІV. Сообщение учителя об общих признаках рассказа и "Одиссее" Гомера. Определение главного образа произведения (Старобытная Украина).

Подведение учеников к объяснению понятия "идиллия". (Как мы можем охарактеризовать взаимоотношения между персонажами произведения, их жизни?...). Истолкование понятия об этой жанровой разновидности рассказа как о произведении, небольшом по объему, в котором показана счастливая, радостная, блаженная жизнь человека на лоне замечательной природы, воспроизведены мягкие чувства человека, покой и удовлетворение, его гармония, с окружением. При этом писатель сосредоточивает главное внимание на обычных реальностях жизни простых людей (труд, любовь, бракосочетание, семейное счастье, добропорядочность жизни, умиротворение). Для идиллии характерный возвышенный тон рассказа, сказочность, задумчивость.

V. Итог урока.

Показ рисунков, подобранных вышивок, раскрытия их содержания.

VІ. Домашнее задание: Еще раз прочитать рассказ. Подготовить перевод легенды о золоторогих - турах; пересказать эту легенду членам своей семьи.

Если Вам понравилось сочинение на тему: Старобытная Украина и украинцы в рассказе П.Кулиша «Орися», тогда разместите ссылку на произведение в вашей социальной сети или блоге, и поделитесь текстом с друзьями.

Краткий пересказ

«Чорный совет» П. Кулиша – Образ Ивана Брюховецкого

Тема Неизвестного Солдата в творчестве Мандельштама

Автор: Русский язык и литература

Готовое домашнее задание опубликовано: апреля 9, 2011

Если вам понравилось готовое домашнее задание по литературе по теме: Старобытная Украина и украинцы в рассказе П.Кулиша «Орися», вы можете подписаться на рассылку на почту.

Вы можете опубликовать готовое сочинение у себя на сайте с ссылкой на нас.

Спасибо, что посетили наш сайт Soshinenie.ru.