Статья В. Г. Белинского «Герой нашего времени». Сочинение М. Ю. Лермонтова»

  

Тема. реалистическое и романтическое начала, психологизм, художественное совершенство романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Статья В. Г. Белинского «“Герой нашего времени”.

Сочинение М. Ю. Лермонтова»
Цели: формировать и совершенствовать умения и навыки психологической характеристики героя, определения глубинных причин противоречивости его личности; углублять знания о романтическом и реалистическом началах в произведении; подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения; развивать логическое и абстрактное мышление, воображение, связную речь; прививать нравственные качества личности.
Оборудование: портрет М. Ю.

Лермонтова; тетради; опорная схема и эпиграф на доске. Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что также очень достоин сожаления… во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне всё мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. М.

Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (Печорин)
ХОД УРОКА I.
Организационный момент 1.

приветствие учителя 2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности Обращение к эпиграфу урока ♦ Что в словах Печорина, взятых для эпиграфа урока, указывает На то, что в этом герое, как и в романе в целом, слились романтическое и реалистическое начала? Чего, на ваш взгляд, больше? III. Реализация первой части домашнего задания 1.

Устное высказывание учащихся « Печорин — герой переходной эпохи» 2. рецензирование ответов одноклассников IV.

Составление опорной схемы «Психологический портрет Печорина» Вопросы для эвристической беседы ♦ Какая характеристика личности Печорина является основной? (Противоречивость, раздвоенность) ♦ Между чем и чем происходит борьба в душе Печорина? (Между добром и злом, любовью и ненавистью) ♦ Каким образом проявляется эта внутренняя борьба героя в романе?

(Во внутренних монологах, диалогах с другими персонажами, в поступках героя; в его отношении к окружающему миру и обществу и т. п.) Какие качества характера Печорина даны ему от природы, являются естественными человеческими качествами?

(Ум, отзывчивость, непосредственность, чуткость, любовь к природе, нежность) Какие качества характера главного героя «привиты» обществом? (Гордость, холодность, сдержанность, грубость, цинизм, ненависть) 2. Составление опорной схемы в ходе беседы 3.

Вывод о единстве романтического и реалистического в характере печорина и в романе V. Фронтальная беседа на основе реализации второй части домашнего задания 1. Высказывания учащихся о сделанных выписках из статьи В. Белинского «“Герой нашего времени”. Сочинение М. Ю. Лермонтова» 2.

обращение к эпиграфам уроков Учащиеся приходят к выводу о том, что эпиграфы подтверждают выписанные ими мысли В. Белинского. VI. Комментарии к домашнему сочинению 1. обсуждение сформулированных учащимися тем и подобранных к ним материалов 2. Запись предложенных учащимися понравившихся тем в ученические тетради 3.

Запись и обсуждение тем, предложенных учителем: «лирический герой Лермонтова»; «трагедия Печорина»; «История души человеческой» в романе Лермонтова “Герой нашего времени”»; «Женские образы в романе “Герой нашего времени”»; «За что я люблю поэзию (творчество) Лермонтова». VII.
Домашнее задание написать сочинение по одной из предложенных тем.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: