Стихи Ф. И. Тютчева и А. А. Фета о природе. Чтение наизусть одного из стихотворений

  

Литература - 9 классСтихи Ф. И.Тютчева и А. А.Фета о природе. Чтение наизусть одного из стихотворений.
Ф. Тютчев.

Природа — основная тема его творчества. Идея одушевленности природы, вера в ее таинственную жизнь. Поэтому Тютчев изображает природу как некое одушевленное целое. Она предстает в его лирике в борьбе противоборствующих сил, в беспрерывной смене дня и ночи. Это не столько пейзажи, а космос. Некрасов: «живое, грациозное, пластически верное изображение природы». Основной прием — олицетворение.

«Весенние воды» — поэтическое описание пробуждения природы. Явления природы одушевляются, обретая голос:

Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет!»

Передается молодое, веселое чувство весны.

Тютчева особенно привлекали переходные, промежуточные моменты жизни природы. «Осенний вечер»: картина вечерних сумерек.

«Люблю грозу...»: когда весенний первый гром.

Часто в его стихах мы находим параллели жизни природы и жизни человеческой души. «О чем ты воешь, ветр ночной?..», «Тени сизые сместились».

Важнейшая тема для Тютчева — хаос, заключенный в мироздании, это непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека. Тютчев воспринимал мир как древний хаос, как первозданную стихию. А все видимое, сущее — лишь временное порождение этого хаоса. С этим связано обращение поэта к «ночной» теме. Именно ночью, когда человек остается один на один перед вечным миром, он остро чувствует себя на краю бездны и особенно напряженно переживает трагедию своего существования.

Приемы аллитерации.

Сумрак тихий, сумрак сонный, Лейся в глубь моей души...

Дай вкусить уничтоженья, С миром дремлющим смешай!

О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно?..

О! бурь заснувших не буди — Под ними хаос шевелится.

А. Фет.

В лирике шел от человека, от природы, от чувства. Красота — единственная цель поэзии.

Особая роль мелодической организации стиха: использование аллитераций, ритмических рисунков.

«Шепот, робкое дыханье...»

Природа, любовь. Безглагольность. Свидание в саду. Таинственный полумрак. «Музыка любви». Импрессионизм. Он изображает не столько предметы, явления, сколько оттенки, тени, неопределенные эмоции. Любовная и пейзажная лирика составляют у Фета одно целое. «Шепот, робкое дыханье, трели соловья».

Ключевые образы его лирики — «роза» и «соловей». «Пурпур розы» в финале переходит в торжествующую «зарю». Это символ света любви, восхода, новой жизни — высшее выражение душевного подъема.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: