• Стиховая речь Лермонтова

    Риторические обороты, обращения, риторические вопросы, вопросы постоянно останавливают читателя, заставляют искать на них ответы: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина? Если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?..».

    Л. В. Пумпянский в статье «Стиховая речь Лермонтова» (1941) описал два стиля у М. Ю. Лермонтова: экспрессивный, «патетический» (разделяющийся, в свою очередь, на «железный» стих и «эфирный» стих), «предметно точный стиль», связанный с появлением у зрелого Лермонтова «демократического» героя. В борьбе этих двух стилей и протекало становление стиля и — шире — мировоззрения поэта.

    Лермонтовские монументальные панорамы к этому имеют самое непосредственное отношение. Они величественны, объемны. Также многопланова, неожиданна, со спадами и подъемами, жизнь людей. Аффект любви связан с предельным ее выражением, с состоянием на грани жизни и смерти, с обращением к именам и образам мифологических и литературных героев, которые эту страсть воплощают, становясь своего рода носителями эмблематических черт образа (Печорин, Вернер, Казбич, Азамат, Бэла, девушка-контрабандистка — «моя ундина»).

    Соотношение контрастов, непримиримых антитез, соединение несоединимого характеризует тексты М. Ю. Лермонтова. Им соответствует интенсивность фактуры, часто ее разряженность, пропуски, изломы, аналитизм текста, который приводит к разрывам словесной ткани. В такого рода текстах наблюдается напряженность графики, изломанный контур, резкие края изображаемых предметов, широко используются контраст, соединение несоединимого, многопланово семантически осложненные конструкции.

    Стремление запечатлеть страсть, передавать аффекты всегда объединяло разные ориентации барокко. Это же мы наблюдаем и в тексте «Героя нашего времени». Но «страстное» существование героев Лермонтова выражается не только в контрастах, сменах многоголосья (шума) и тишины, но и во внутренних наплывах, обнаруживаемых только при внимательном рассмотрении, которые выражаются сложноподчиненными предложениями, представляющими конструкции-агрегаты, характеризующиеся сложным соединением противопоставленных семантических и синтаксических функций, их наращением.

    Семантические наросты, сгущения в синкретичных типах придаточных воплощают рельефность текста, его «складчатую» структуру: «Уже мы различали почтовую станцию, кровли окружающих ее саклей, и перед нами мелькали приветные огоньки, когда пахнул сырой, холодный ветер, ущелье загудело, и пошел мелкий дождь». Предложение строится на контрасте «почтовая станция», «кровли», «приветные огоньки» — «холодный ветер», «ущелье загудело». Оно занимает промежуточную позицию между сложносочиненным и сложноподчиненным предложением («уже... и тогда»). Придаточное имеет значение присоединительного, сочетая его со значением времени. Первая часть осложнена уступительным значением.

    Все это уплотняет как структуру, так и семантику предложения. Она является многослойной, и наслоение структурных и семантических признаков образует семантические «наросты», некоторые аномалии, которые скручивают текст, делают его усложненным, образуют складчатость. Этому способствует активизация сенсорных модусов — зрения, слуха, в данном случае, температурных ощущений.

    Роль этого семантико-синтаксического жеста и выполняют наряду с другими элементами, создающими рельеф текста, названные многочленные, часто асимметричные конструкции, имеющие тем не менее динамическую уравновешенность, конструкции с многозначными придаточными, сгущающими значения, разрывающими своими интенсивностными накоплениями ткань текста. Значения степени, следствия уплотняются, но все происходит в преувеличенном масштабе, отображающем внутренние трагедийные устремления текста. Идет постоянное сгущение, эмоциональный напор, вплоть до трагической развязки. Синкретичные конструкции способствуют воплощению в повествовании аффектов радости, печали, гнева и т. д., которые тем не менее пребывают в некоторой длительности благодаря типизированным лексическим элементам «такой», «как начнет», «так» и др. М. С. Друскин обращал внимание на такого рода планы в музыке И. С. Баха: «Еще раз повторю, воспользовавшись термином, введенным М. Бахтиным: «хронотоп» баховской музыки инвари-антен и в то же время изменчив, статичен и внутренне интенсивен. Длительное пребывание в одном состоянии создает впечатление, будто в процессе «дления» нет «событий», так как внимание не переключается с одного «объекта» на другой: этот объект детально рассматривается как бы с разных точек зрения, и присущие ему качества логически «обсуждаются», исчерпывающе демонстрируются.

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Стиховая речь Лермонтова, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.