Школьные сочинения по украинской литературе > Сочинения по творчеству И. К. Карпенко-Карого > «Сто тысяч». Проблема Бездуховности человека, ослепленного стремлением к наживе


     
  • «Сто тысяч». Проблема Бездуховности человека, ослепленного стремлением к наживе

    Цель:   продолжить знакомить школьников с программным произведением И. Карпенка-Карого (II действием); осмыслить актуальность проблем комедии для современной жизни; учить учеников анализировать драматические произведения; развивать культуру связной речи; логическое мышление, умение читать драматическое произведение, грамотно высказывать собственные мысли, чувство наблюдения; обобщать, строить заключения; воспитывать пренебрежительное отношение к жадности, коварности, стремление к обогащению; прививать интерес к театральной деятельности, произведениям театрала.

    тип урока:     усвоение знаний и формирование умений.

    Оборудование: портрет И. Карпенка-Карого, выставки произведений художника, ученические рисунки к пьесе, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

    Ход урока

    І. организационный момент

    II. проверка домашней задачи

    Конкурс рисунков, которые подготовили ученики. Определение наилучших работ.

    III.       Актуализация опорных знаний

    Литературная викторина «Всем известный волшебный театрал И. Карпенко-Карый»

    Задача: подтвердите или опровергните мысль.

    1.         И. Карпенко-Карый родился на Сумщине. (Нет)

    2.         На одиннадцатом годе жизни будущий драматург начал учиться в Бобринецкой уездной школе. (Да)

    3.         Когда Ивану было четырнадцать лет, отец устроил его работать секретарем в уездном суде. (Нет)

    4.         Под надзором полиции Иван Карпович находился, когда жил в Бринцах. (Нет)

    5.         И. Карпенко-Карый написал 18 пьес. (Да)

    6.         В своих произведениях Иван Карпович обнаруживает глубокое сочувствие к трудящимся, показывает их ненависть к хищникам- капиталистов. (Да)

    7.         Писать И. Карпенко-Карый начал еще в Бобринцах, учась в университете. (Нет)

    8.         Первое название комедии «Сто тысяч» - «Деньги». (Да)

    9.         Деньги - любимая тема разговоров Герасима Мошны. (Да)

    10.       Роль Герасима Мошны прекрасно выполнил Афанасий Саксаганский, родной брат писателя. (Нет)

    11.       «Сто тысяч» И. Карпенка-Карого принадлежат к реалистической социально-бытовой драме. (Нет)

    12.       В Елисаветграде Тобелевич начал нелегальную политическую деятельность. (Да)

    Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

    IV.       Объявление темы, цели урока.

    Мотивация учебной деятельности

    V.        Основное содержание урока

    1. Вступительное слово учителя

    Жадность к материальному обогащению всегда приводила к духовному обнищанию. Это доказывали и Бальзак, и Мольер, и много других мастеров художественного слова. Не остался в стороне и украинский драматург И. Карпенко-Карый. В комедии «Сто тысяч» он ставил цель подвергнуть сатире те отрицательные явления, которые бытовали в 80-90 годах XVIII столетие. Сельские богатеи всячески старались приумножить свои богатства. Часто погоня за деньгами становилась самоцелью, деньги вытесняли из жизни человека такие понятия, как честь и мораль. И тогда появлялись такие фигуры, как Герасим Мошна - главный герой комедии «Сто тысяч».

     2. Нарушение в произведении и. Карпенка-Карого «Сто тысяч» проблемы бездуховности человека, который стремится наживы

    2.1.      Беседа за вопросами.

    • Что такое деньги? Какие функции они выполняют в обществе?
    • С чем связанное то, что одни люди «купаются в деньгах», другие стоят с протянутой рукой?
    • Какой человека мы называем духовной? От чего это зависит?
    • Назовите литературных героев, которые, на ваш взгляд, есть духовно богатыми. Свой выбор мотивируйте.
    • В чем заключается бездуховность отдельных героев произведения И. Карпенка-Карого?
    • Под влиянием каких событий смыслом жизни их есть исключительно стремления к наживе?
    • Каким образом тогдашняя социальная действительность нашла отражение в программном произведении И. Карпенка-Карого? Приведите убедительные примеры.

    2.2.      Работа с текстом произведения.

    2.2.1.   Мошна и земля:

    • «Как радостно тебя загребать вместе, в одни руки. Приобретал бы тебя без счета».
    • «Едешь день - чья земля? Калитчина! Едешь два - чья земля? Калитчина! Едешь три - чья земля? Калитчина!.. Дыхание опирает... а скотины, а овец разведу - земля под товаром будет стонать!..»
    • «Глянешь глазом вокруг - все твое; там стадо пасется, там пашут на пар, а здесь зазеленевшая уже пшеница и колосится рожь... Легко по своей собственной земле ходит».
    • «Я не буду властвовать, ни! Как ел борщ и кашу, так и буду есть, как мазал сапоги дегтем, так и буду мазать, а зато всю землю вокруг скучу»
    • «Обворовали... ограбили... Пропала земля Смоквинова!.. Лучше смерть, чем такие потери!»

    2.2.2.   Герой-Эксплуататор:

    • «рабочие и собаки на дворе должны будь»;
    • «ни мир, ни звезда уже и жрешь!»;
    • « обещание-цяцянка, а дураку радость»;
    • «кругом, кругом мое»;
    • «бэры и в своего и в чужого»;
    • «лупы - и дай»;
    • «Не надо мне ни доброго хлеба, ни доброго борща, так как чем лучше испечет, а вкуснее свари, тем более рабочие съедят... Мне надо невестку с приданным, с деньгами».

     2.2.3. Хозяин и деньги:

    • «Скотина деньги стоит»;
    • «Есть кум, наверное, и у тебя нечистые деньги, и у тебя душа уже не своя»;
    • «Деньги всему глава»;
    • «А сколько Пузырь даст приданного за дочерью деньгами?»;
    • «Только придется платит, то я тебя живого облуплю»;
    • «Только ты давай за поросят Пузырю так, чтобы он не продал, дешево давай, на беса терять деньги: женишься на Пузиревне - сам наплодишь откуда-то свиней»;
    • «С деньгами, сказано же и черт не брат».
    • «Скот порицают в праздник грех. Блаженный мужчина, скоты ласкает»;
    • «Залогов его лошадь запрягать, то и не запряжет: он сейчас полезет по книжкам, по тем рихметиках искать, как это делается»;
    • «Скотина деньги стоит, она целую неделю делает на нас, а в воскресенье, которое имело бы отдохнуть, гони в церковь. Это не по-божьему и не по-хозяйски»;
    • «Бей, пусть тебе руки посохли! И смолоду из синяков не выходила, бей и под старость! В! Харциз - лошадь жалеет, а женщину бить собирается...».

    Вывод. Таким образом, в пьесе «Сто тысяч» И. Карпенко-Карый утверждает идею духовности как основы человеческой жизни. Вконце будет уместным привести слова Иисуса Христа: «Не собирайте сокровищ на земле». Ведь душа - дороже.

    3. Прорабатывание идейного содержания второго действия пьесы. Беседа за вопросами.

    • Чем был встревожен Копач? («Боковенька... копили, каменная фигура... Там деньги, именно там. Там моя судьба... сегодня целую ночь снилась каменная фигура»). Что предложил Копач Герасиму? («Вы бы сделали калакольчик в тот дом... Здесь веревка над кроватью. Вот проснулись, пора вставать - сейчас дзинь-дзинь-дзинь, сам еще лежишь, а там устают»)
    • Как Герасим относится к своей семье и рабочим? («Они наверстают: то умыванием, то обуванием, или как начнут богу молится, то и солнце сойдет. Хотя бы же молилось, а то стоит, чухается и сапожник себе губами, лишь бы простоят больше без работы. Уже же я им и отче наша даю! Как затоплю, то сейчас и на земле... Прасковья, пора к коров, чего вы там ленитесь?.. Ребята, айда из дома! Только коты в такую пору сидят в доме на печи, а рабочие и собаки на дворе должны будь»)

     В каких грехах предъявил обвинение Герасим Клима? («И тебе не грех. Воскресенье праздника, а ты ни мир ни звезда уже и жрешь! Не пропадешь, как к обеду попостись хотя раз в неделю. Отнеси хлеб назад») За что подвергал критике Герасим своих рабочих? («Такая еда, такая еда, что и сказать нельзя! Поверьте: из мельницы привезут пуд тридцать муки, не спеешь оглянутся - уже съели. Настанет день, то работы не видишь, а только слышишь, как губами чавкают»)

    Как Мошна высказал свою озабоченность по поводу ведения собственного хозяйства? («...Ты думаешь, ты крутишь главой: где того взять, где того; как обернутся, чтобы земельки прикупит, и за мыслями и не естся тебе, и не спится тебе... Меня уже эти мысли совсем высушили... К тому додумаешься, что иногда кажется, будто кто ухватил тебя ноги и крутит кругом себя! А они к тому равнодушные, только и думают: есть и спать - и жрут, и жрут, как из немощи, а спят, как мертвые»)

    Страницы: 1 2 3

    Если Вам понравилось сочинение на тему: «Сто тысяч». Проблема Бездуховности человека, ослепленного стремлением к наживе, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.