Школьные сочинения по украинской литературе > Сочинения по творчеству И. К. Карпенко-Карого > «Сто тысяч». Проблема Власти денег. Средства сатирического изображения


     
  • «Сто тысяч». Проблема Власти денег. Средства сатирического изображения

    Обработать идейно-художественное содержание III части; развивать привычки выразительного чтения; умение логически мыслить, наблюдать, обобщать, строить заключения; формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать пренебрежительное отношение к таким богатеям как Мошна, отрицательных черт его характера; прививать интерес к следствиям собственной работы.

    тип урока:     комбинированный.

    Оборудование: портрет И. Карпенко-Карого, текст произведения, образцы денег К. ХІХ - г. ХХ ст.; дидактический материал (тестовые задания, карточки).

    Ход урока

    І. организационный момент

    II. актуализация опорных знаний

    Гейм «Кто из героев»

    Задание. Ком из героев произведения И. Карпенко-Карого «Сто тысяч» принадлежат нижеследующие фразы?

    1.         «Так я себе выдумал новую коммерцию: хорошей будет сделка, ежели удастся...» (Неизвестный)

    2.         «Все он знает - только ничего не делает». (Роман - о Бонавентуре)

    3.         «Жид - это дело, а Копач - морока». (Мошна)

    4.         «Лупы и дай». (Мошна)

    5.         «...без денег, а с деньгами... и черт не брат». (Савка)

    6.         «Товар нравится - возьмите, не нравится - не берите. Мы не нуждаемся в покупателях...» (Неизвестный)

    7.         «Пол-обеда сам съест и на препятствии деловые станет...» (Мошна о Бонавентуре)

    8.         «Хозяйственный мужик - большое дело». (Бонавентура - Калитци)

    9.         «Ученый пока бога срисует, то черта съест». (Мошна)

    10.       «Деньги - деньги всему глава». (Мошна)

    11.       «Обещание - цяцянка, а дураку радость». (Мошна)

    12.       «Век живи, век учись». (Бонавентура) Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

     III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности

    IV. Основное содержание урока

    1.         Вступительное слово учителя

    Первая редакция комедии имела название «Деньги». Почему именно «Деньги»? Прочитав произведение, можно понять, что для Мошны важнейшее - купить землю, итак, нужны деньги. Поэтому все его поступки направлены на получение денег. А деньги, если только они руководят человеком, - это основная причина всех человеческих недостатков. Именно они сделали Мошну плутом, деспотом, лицемером и взыскателем.

    Жадность к деньгам приводит к духовной деградации человека. Именно деньги становятся для него высочайшим авторитетом, а так сказать, человеческое отношение к человеку вместе с тем полностью обесценивается.

    В погоне за деньгами Мошна раз за разом попадал в смешные обстоятельства, а со временем и совсем попал в катастрофическое положение.

    2.         Проблема власти денег в произведении

    2.1. Беседа по вопросам:

    • Что вы понимаете под словом «власть»? Кто ее имеет?
    • От кого или от чего зависит: будешь иметь ты власть или нет?
    • В чем заключается связь денег и власти? Приведите 2-3 примера из комедии «Сто тысяч» И. Карпенко-Карого. Каким образом приведённые пословицы характеризуют Герасима Никодимовича Мошну? («Когда деньги говорят - правда скажет»; «Хотя в голове пусто - лишь бы денег густо»; «От богача не жди калача»; «Богатый не любит давать. Совести меньше, а денег больше»)
    • Как деньги или их отсутствие повлияли на Савку? (Савка готов продать душу дьяволу, только бы разжиться деньгами. Как видим, нет у имени духовных ценностей, как Фауст, а «лишь бы деньги дал...», т.е. переступаются устойчивые моральные нормы, своеобразное табу народа, Савка переступает закон (участие в мошенничестве), замахивается на чужую жизнь (Мошны))
    • Какими словами прикрывается лицемерно Мошна, когда сдирает проценты с займа у Савки?
    • Как же богатство повлияло на Прасковью?
    • Назовите произведения (их героев), которые имеют отношение к проблеме, связанной с деньгами. (Народное творчество - сказки души, песни, притчи) А произведения художественной литературы? (И. Хоткевич, «Богатый и бедный»; С. Руданский, «Наука»; Б. Антоненко-Давидович, «Слово матери»; Г. Стельмах, « Гуси-Лебеди летят»)

    Тема - деньги, богатство, их влияние на человека прослеживается во многих произведениях как народных, так и литературных.

     Деньги, стремление иметь их больше привело к моральному падению отдельных героев пьесы, разрушению их семей, а погоня за наживой, жадность к обогащению, наконец, приводит к послаблению общества.

    2.2.      Составить информационное дерево «Влияние денег на героев пьесы».

    деградация

    цинизм

    жестокость

    деспотизм

    деньги

    пренебрежение к образованию и науке

    любовь по расчету

    злость и грубость

    мошенничество

    криминальное преступление

    «Лучше смерть, чем такая потеря »

    2.3.      Дополнительный материал. Пословица о деньги

    Серебро-•      Золото тянет человека в болото.

    • Денег много, и счастье есть .
    • С золотом, как с огнем: и тепло с ним, и опасно.
    • Деньги всюду хорошие.
    • За наши деньги мы всем хорошие.
    • У кого деньги, тот и хороший, а как их нет, то всем хотя.
    • У кого деньги есть, то и руку всяк подаёт.
    • Хотя в голове пусто, лишь бы денег густо.
    • Совести меньше - денег больше.
    • С деньгами и в грязи чистый.
    • Копейка любит, чтобы ее считали.
    • Без денег, как без рук.

    2.4.      Микрофон. «Сколько вам нужно денег и для чего?».

    3. Средства сатирического изображения

    3.1. Беседа за вопросами:

    • Над чем смеются люди? Как их улыбка влияет на окружающий?
    • Какие средства сатиры вам известны?

    (Гротеск (фр., от итал - грот, пещера) - художественное средство, прием, который основывается на сознательном преувеличении, контрастах трагического и комического, где реальное в жизни переплетается с фантастическим, страшное - с необычно смешным.

    Ирония (гр. еігопеіа - представление, лукавство) - троп: скрытая насмешка, насмешка. Также употребление слова в обратном, обратном смысле. Например, с серьезным видом притворно утверждают противоположное тому, что думают на самом деле, о конкретном  явлении или человеке.

     Ирония может быть доброжелательной, печальной, злой, донимающей, гневной. Донимающая, гневная ирония близкая к сарказму.

    Сарказм (гр. sarkasmos, от sarkazo - рву мясо) - троп: насмешка над человеком, государством, деятельностью организаций, которая основывается на чувстве преимущества говорящего над тем, о ком или о чем он пишет, говорит или к кому он обращается. Бывает едким, разоблачительным, горьким. Сарказм близкий к иронии.

    Сатира (лат. satira, от satura - смесь, всякая всячина) - вид художественной литературы в прозе или стихах, где изображение осуществляется через резкое осмеивание, критику всего отрицательного. Объект высмеивания часто рисуется в преувеличенном смешном или комическом виде. В узком значении - стихи с таким содержанием)

    • Какой смех в произведении И. Карпенко-Карого «Сто тысяч» можно исследовать: юмористический или сатирический? Ответ мотивируйте.
    • Что и как высмеивает художник в пьесе? (Пьеса «Сто тысяч» является сатирической комедией, так как в ней остро высмеяно кулака Калитку, его жадность к наживе, мошенничество, плутовство, скупость, лицемерие)
    • С кого насмехается автор произведения? (С Савки, Герасима, подчеркивая их отрицательность , отчаянность в погоне за легкой наживой)
    • Можно ли эти образы считать комическими? (Да. В комических образах разоблачаются отрицательные общественные или бытовые явления, высмеиваются человеческие недостатки, отрицательные черты характера)

    3.2. Смех и Мошна. Работа над текстом

    • Ограниченность героя. (Разговоры и поступки Герасима сосредоточиваются вокруг земли и денег)
    • Мечты Герасима. (Желание скупать землю, на миг не останавливаясь)
    • Страницы: 1 2 3

    Если Вам понравилось сочинение на тему: «Сто тысяч». Проблема Власти денег. Средства сатирического изображения, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.