Стойкость (по рассказу «Судьба человека» М. О. Шолохова)

  

Философ Геродот говорил: «Во время мира сыны прячут родителей, во время войны родители прячут сынов» Имя Михаила Александровича Шолохова известно во всем мире. Он сыграл выдающуюся роль в мировой литературе 20 столетия. Во время Великой Отечественной Войны перед писателем встала задача: уничтожать своим полным ненависти словом врага и укреплять любовь к Родине у советских людей. Ранней весной 1946 года, т.е. в первую послевоенную весну, Шолохов случайно встретил на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет обдумывал писатель задумку произведения, события тем временем ушли в прошлое, а потребность выговориться все увеличивалась.

 И вот в 1956 году за несколько дней был завершен рассказ - апогей «Судьба человека». Уже само название рассказа проводит огромное впечатление на читателя, поскольку слово «судьба» в то время было нежелательным из-за того, что оно пропитано мистицизмом и указывало на предначертанность человеческого; жизнь, власть фатальных обстоятельств над людьми. Это рассказ о большой стойкости и огромных страданиях простого советского человека. В главном герое, Андрее Соколове, воплощены с любовью черты русского характера, обогащенные советским способом жизни: стойкость, терпение, скромность, ощущение человеческого достоинства, которое слилось с ощущением советского патриотизма, с большой чуткостью на чужую беду.

Итак, автор рисует перед читателем картину «первой послевоенной весны», символизирующей собой расцвет жизни; полнее это иллюстрирует торжество природы («Подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом балки и, сломав лед бешено взбудоражились степные реки, и дороги стали почти совсем непроезжие, от воды тянуло сыростью, терпкой горечью гниющей ольхи, а с дальних прихоперских степей, которые тонули в сиреневой вуали тумана, легкий ветерок нес вечно юный, едва уловимый аромат земли, которая недавно освободилась из-под снега»). При этом можно сравнить последние слова («аромат земли, которая недавно освободилась из-под снега») с освобождением русской земли от фашистского гнета.

Но возвратимся к рассказу. Дальше автор знакомит нас с двумя товарищами, которые направляются в станицу Букановскую. Когда один из друзей переправляется через реку Гланку, то он встречает старого воина-шофера. На этом заканчивается первая часть рассказа, т.е. подготовка автором читателя к личной истории Андрея Соколова; за два часа рассказа перед нами проносится целая жизнь, а сжатость рассказа лишь усиливает драматизм. Судьба Соколова полна таких трудных испытаний и страшных потерь (погибла вся его семя), что кажется невозможно человеку вынести столько горя, что повалилось на него и не сломаться, не пасть духом.

А что же читатель узнает из первых строк об этом человеке: «В скором времени я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту - лет пяти-шести, не больше. Они утомленно брели по направлению к переправе, но, сравнившись с машиной, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском».

Особое внимание автор обращает на глаза Соколова: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало как-то неловко. Видели вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неисчерпаемой смертной тоской, что в них тяжело смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника». Плавно автор переносит нас в прошлое главного героя, в котором мы узнаем о его счастливой довоенной семейной жизни: жена - «смирная, веселая, угодливая, умница» и, как признается Андрей Соколов: «не было для меня красивее и желаннее ее, не было в мире и нет», а дети - радовали: «все трое учились на «отлично», а старший Анатолий оказался таким способным к математике, что о нем даже в центральной газете писали».

До войны жизнь Андрея Соколова лишена каких-то подвигов и свершений; зато она пронизана обычным человеческим счастьем: жена, дети, дом, работа- ценности, которые воспитали в герое ощущения ответственности за тех, кто находится рядом.

Все, казалось бы, хорошо и жизнь славно идет своей очередью, но все таки огромной черной полосой проходит в рассказе героя война. При этом наиболее драматической сценой является сцена прощания Андрея, который идет на фронт, с домом и семьей «Провожали меня все четверо: Ирина, Анатолий, дочь Настенька и Олюшка. Все мальчонки держались по-молодецки», «- Скажи хоть слово на прощание». «Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: - Родненький мой, Андрюша, не увидимся мы с тобой на этом мире». Оттолкнул я ее легенький в плечи и кричу ей: - И разве так прощаются? Что ты меня раньше времени хоронишь?!», «До самой смерти, до последнего моего часа, умирать буду, а не извиню себе, что тогда ее оттолкнул!»

Война сломала все надежды и мечты. Главный герой идет на фронт, где проявляет настоящие мужские качества. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому потребность позвала». Меньше года служил Андрей Соколов, а уже был дважды легко раненный, но это не остановило его: в мае 1942 г. он проявляет отвагу, когда старается доставить боеприпасы для гаубичной батареи. На этот раз успех отвернулся от героя - его машина подорвана снарядом, сам он без сознания, а когда приходит в сознание, то с удивлением обнаруживает, что он уже в плену у фашистов.

Таким образом, Соколов попал в плен. Ему пришлось подвергнуть испытанию нечеловеческие физические и духовные мучения, тягости, терзания («До войны я весил восемьдесят шесть килограмм, а к осени тянул уже не больше пятидесяти. Одна кожа осталась на костях, и  то свои носить было не по силам. А работу давали, и слова не скажи, и такую работу, что тягловому коню и то не в пору»). Два года герой подвергал испытанию на себе ужасы фашистского плена. Особое место в романе занимает эпизод в церкви, которая стала, тюрьмой для пленных в первую ночь. Образ полуразрушенного храма, рисованный Шолоховым, емко отображает степень разрушений, принесенных двадцатым столетием на русскую землю. Здесь читатель встречает четырех героев, которые воплощают собой четыре варианта поведения человека в плену: предателя Крижнева, что старается купить себе жизнь, выдав своего командира и самого взвода, покорно ждет своей судьбы, ревностно верующего солдата - христианина, который стал невольно причиной гибели еще четырех мужчин. Этим трем героям противопоставляется четвертый - военный врач, который не отступает от своих жизненных принципов и навыков профессии, стараясь облегчить хотя бы немного страдания пленных («и он дальше пошел в темноте. Потихоньку спрашивает: «Раненные есть?». Вот что означает настоящий доктор. Он и в плену, и в потемках свое большое дело делал»).

Действия Соколова в данной ситуации очевидны- он убивает предателя и спасает жизнь взвода. Крижнев - первый, кого убил главный герой, ему сложно понять причину своего поступка, а единым верным оправданием является то, что в миг, когда для спасения необходимо быть с другими заодно, Крижнев противопоставляет себя всем, обрекая себя тем самым на гибель.

Соколов терпеливо сносил удары судьбы и сам наносил в  ответ, проявляя таким образом редчайшую стойкость, уверенность в своих силах. Но главное, что помогало выжить Андрею в таких трудных для него условиях - это мысли о родной семье, о доме, о том, что он возвратится и снова будет жить как раньше. Герой не сломленный и старается бежать с Познанского лагеря военнопленных, куда Соколова в скором времени переводят. Бегство оказывается неудачным, Андрея ловят («Голого, всего в крови привезли в лагерь. Месяц отсидел в карцере за бегство, но все-таки живой я остался»). В начале сентября из лагеря под городом Кюстрином перекинули сто сорок два человека, включая главного героя, в лагерь Б-14, недалеко от Дрездена. В скором времени от ста сорока двух мужчин осталось лишь пятьдесят семь из-за огромной нормы изготовления «им по четыре кубометра изготовления надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра  хватит.» говорит тот Соколов в своем эшелоне и «какой-то негодяй» донес коменданту лагеря об этих его горьких словах.

Именно после этого доноса состоится психологический поединок между Соколовым и лагерфюррером Мюллером; здесь с большой наглядностью, раскрывается ощущение собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка. Все эти качества сильно приводят в удивление коменданта концлагеря, создается впечатление, что Мюллер даже завидует Соколову. Главный герой выходит из поединка сохранив достоинство русского человека, с честью, не умоляя врага о пощаде, но и не задирается его безрассудно. Можно провести параллель между банкетом немцев по поводу взятия Сталинграда и этической победой Соколова. Выводом является то, что емкий образ Соколова, который вмещает в себя весь русский народ, берет победу.

«В 1944 году вывернули Германии скулу набок, и фашисты перестали пленными брезгать». Именно по этой причине Соколов становится шофером у немецкого инженера, заведующего сооружениями укреплений

    Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: