Судьба и формирования характера Жульена Сореля

  

Мастерство психологического анализа в романе Стендаля «Красное и черное». Жюльен Сорель - главный герой «центрального» романа «Красное и черное» (1830) выдающегося французского писателя XIX ст., одного из основоположников французского реализма, Стендаля (литературный псевдоним Анри-Мари Бейля). Этот роман в сюжетном плане построен на реальных фактах, с которыми будущий его автор знакомился на страницах судебной хроники. Речь шла о молодом крестьянине, осужденном к смертной казни за то, что он с целью карьеры вступил в любовная связь с женой хозяина дома, где работал гувернером, а потом в семье парижского аристократа, где был скомпрометированный близкими отношениями с дочерью хозяина; так же, как и Жюльен, Сорель, был вынужден оставить (не из собственной воли) стены духовной семинарии, так же стрелял в церкви в свою первую любовницу, так же попал к тюрьме и был осужден к смертной казни.

Тем не менее, реальный, документальный источник лишь подтолкнул фантазию Стендаля, который на основании этих сухих данных создал яркий, живой, социально и психологически обусловленный характер, представленный в то же, и в определенной эволюции. Итак, вместо мелкого честолюбца из судебной хроники в романе появляется героическая, трагическая и противоречивая личность Жюльена Сореля. Он - фигура необыкновенная, выходец из крестьянства, из народных «низов», будто живое воплощение того народа с его энергией, смелостью и стойкостью в стремлении своей жизненной цели. Сорель лишенный корыстолюбия, но преисполненный честолюбивых мечтаний, желание подняться вверх, действовать, занять высшее место в обществе, которое ему отвечает отказом в этом, так как за залоговыми пересудами, по залоговой традиции - он «плейбоя» и потому, несмотря на свои естественные способности, должен навсегда остаться «в тьме».

Отсюда походит потенциальная революционность, потенциальный протест в души и действиях Жульена, его готовность противостоять «традиционной» судьбы. Реальная окружающая жизнь разочаровывает Сореля. За внешним блеском и за внешней лишь привлекательностью раскрывается постепенно настоящая низость существования «высших» кол Франции сутки Реставрации: сначала в лице мэра Барьера и его окружение, потом духовных кругов Безансона, во многом очень далеких от сугубо религиозных интересов и проблем, а потом на примере жизни в роскошном доме маркиза где ля Моля.

Сорелеви довольно быстро раскрывается настоящий его смысл, верней, его нескладный «механизм», очень далекий от настоящих государственных и общественных интересов. Жульен прекрасно понимает, за что на самом деле его осуждено к смертной казни: конечно ж, не за выстрел в церкви и не за любовную связь с госпожа где Реналь и Матильдою где ля Моль, а за протест «плебея» против залоговых «законов» общества, за его старание подняться согласно своим естественным способностям и стремлениям вверх по залоговым ступенькам. Поэтому, идя на смертную казнь, Жюльен отказывается от любой помощи «сильных мира этого», которые бы возможно, и добились, в случае его покаяния, приказа о его помиловании. Поединок с обществом, с «запрограммированной» судьбой есть на исходе физическим поражением и вместе с тем моральной победой главного героя произведения, победой всего прогрессивного над косным, консервативным, т.е. возвращением героя к его независимому и сильному духовному естеству.

Мастерство Стендаля как писателя и заключается в этом умении даты (на конкретном хронологическом и социальном основании), прежде всего, психологический портрет своего героя с его положительными и отрицательными чертами, в органическом, живом единстве этих разногласий.

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: