Свободной мысли путь лучистый (по произведению «Иван Вишенский»)

  

Погружаясь в глухие пещеры собственной души, мы напрасно ищем там свет, напрасно блуждаем в тьме сомнений и коридорах легкой псевдоверы, но вот после очередного внутреннего распятия, облитое слезами памяти приходит Прозрение - свет всегда был с нами там, наверху, где все истины простые, где есть любовь, работа, свобода.

Такой путь - от покоя-смерти к духовному взрыву - прошел Иван Вишенский, художественно осмысленный и интерпретированный Франко в одноименной поэме. В его описании передовые мировоззренческие позиции могущественного Каменщика слились с жизненным путем реальной фигуры - выдающегося православного полемиста XVII ст., создав поэму поисков и страданий, уныния и духовного ренессанса.

При первом появлении Иван Вишенский возникает преклонным, морщинистым дедушкой, который несет крест к пещере, в которой ему суждено было провести последние годы жизни в аскете, разговоре с Богом, отречении от земной жизни. Это его сознательный выбор, но в горном воздухе Афона все же присутствует  гнетущая обреченность, смертельная духота. Так писатель, а главное, философ Франко, показывает свое отношение к такому выбору. Пейзажная зарисовка в начале произведения - живой, энергичный Афон, который стремится к красоте, высоте, совершенству, превращается в «тюрьму для души», где слышны лишь «металлические рыдания» звонов монастыря, где кудрявыми, непослушными тропами пасмурным стадом идут смиренные монахи, где смерть стала ежедневной новостью, убив жажду к жизни, и над всеми звучит извечный шепот: «Со святыми упокой!» Главное, что захватывало Франко в Вишенском, - «дух эмансипации», личность, способна вырваться «из пут всемогущей традиции», еще дремлет под серым покрывалом покоя, который приравнивается автором к смерти.

Сквозь химерические краски сознания, туманы сомнений, океан обессиленного страха перед Богом приходится пройти Ивану на пути к ключу понимания. Франко, как вольнодумец в религии, который считал ее историческое время оконченным и исповедовал научный подход к Библии, отдает предпочтение ума и мимолетным ощущением героя, из-за которых того познает свой идеал. И хотя сначала религиозная покорность побеждает над порывом ума и сердца (Вишенский не решается разорвать паутину, а потом не отзывается на вопли казаков, которые приехали, чтобы его возвратить), но просветление наступает лишь после того, как Иван сознает, что на самом деле хочет и должен быть на родной земле, где он нужен, которую из детства любит всем сердцем.

Кладкой солнечного лучей он идет к себе, к Богу, а главное, к народу, частью которого он является. Так Франко утверждает поиск идеала через тему «личность - народ» и возглашает магистральную проблему произведения, выраженную в монологе главного героя:

  •  
    •  
      • Что мне до Украины?
      • Пусть спасается, как знает
      • А мне когда бы самому
      • Протиснуться к Христу.

Увидев в Иване Вишенском человека, способного на подвиги от имени народа, автор с помощью художественного вымысла решает показать путь мытарств известного полемиста, чтобы открыть возможность для других украинцев пройти той же дорогой: от стремления собственного покоя к служению интересам народа.

Как восстал против тогдашних русских владык и духовенства Иван Вишенский, так восстает и Каменщик против мертвой тишины в душах украинцев. «Жар, жизнь, тепло и свет» живут в наших сердцах, так пусть они не угасают, и свободные мысли звучат из пещер невежества, как звучали когда-то из уст мужественных Иванов - Франко и Вишенского.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: