Своеобразие романа Л.Стерна «Сентиментальное путешествие»

  

Роман «Сентиментальное путешествие» продолжает линию творческих исканий Стерна после «Жизнь и мнения Трастрама Шенди, джентльмена». Уже в самом названии его сформулирована художественная программа писателя. Путешествие пастора Йорика по Франции - это путешествие «сентиментальное», и потому было бы напрасным искать в его описании точные факты или определенные события. Стерн передает движение душевной жизни своего героя - натуры восприимчивой и чувствительной. Основная сфера интересов Стерна романиста - изображение мира чувств. Первостепенное значение приобретает то, каким образом воспринимает Йорик увиденное, какие ассоциации рождает у него та или иная встреча, то или иное впечатление.

Йорик необычайно чувствителен, как и полагается сентименталисту. Он проливает слезы по всякому поводу, и сам же умиляется этой своей способности. «Я слаб, как женщина, и прошу читателей не улыбаться, а пожалеть меня!» - говорит Йорик.  Однако этот чувствительный человек достаточно эгоистичен. Стерн вообще настойчиво вскрывает эгоистические пружины человеческих действий.

На основании романа Стерна нельзя составить впечатление о жизни Франции, ее достопримечательностях, ее природе. Для «сентиментального путешественника» Йорика важны прежде всего его ощущения. И потому рассуждения Йорика об узниках, заключенных в Бастилии, и его монолог о рабстве и свободе занимают ничуть не больше места, чем его замечания по любому другому вопросу.

Творчество Стерна отразило характерные особенности сентиментализма на позднем этапе его развития - отрицание разумности буржуазных форм жизни, противопоставление им мира чувств и скептицизм в восприятии окружающего.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: