Школьные сочинения по украинской литературе > Т. Г. Шевченко. Школьные изложения по украинскому языку > Т. Г. Шевченко «Мысль» («Течет вода в синее море…» ), «Иван Подкова». Патриотичные мотивы произведений поэта


     
  • Т. Г. Шевченко «Мысль» («Течет вода в синее море…» ), «Иван Подкова». Патриотичные мотивы произведений поэта

    Цель: ознакомить учеников с поэзиями Т. Шевченко героического содержания, выяснить патриотичные мотивы произведений, их героический пафос, изображение в них исторического прошлого, узнать из теории литературы о лирическом произведении и строфе; развивать активный словарь школьников, память, внимание, наблюдательность, логическое мышление; умение сопоставлять, обобщать, строить соответствующие заключения; навыки выразительного чтения, рационального использования учебного времени; воспитывать чувство уважения к творчеству Великого Кобзаря, уважение к историческому прошлому нашей страны, патриотичные чувства; прививать интерес к следствиям собственной работы.

    Тип урока: комбинированный.

    Оборудование: портрет Т. Г. Шевченко, библиотечка произведений Великого Кобзаря, картина Л. Жемчужникова «Кобзарь на пути», дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация опорных знаний.

    Литературная викторина «Знаете ли вы Т. Шевченко?»:

    1. Родиной для Т. Шевченко, местом где он родился является...(Черкасщина).

    2. Первые скупые знания маленький  Тарас получил ... (из церковнославянской книги в школе сельского дьяка).

    3. Почему жизнь для маленького Тараса была невыносимой? (Отец вступил в брак вторично, мачеха была злой).

    4. С какого времени Тарас остался круглым сиротой? (С одиннадцати лет).

    5. Сызмала в одаренном от природы ребенке был талант ... (художника).

    6. Чем рисовал будущий художник? (Углем, мелом, карандашом).

    7. У какого господина маленький  Тарас служил казачком? (Г. Энгельгардта).

    8. С какими талантливыми художниками познакомился Шевченко? (И. Сошенко, К. Брюлловым, В. Жуковским).

    9. Где и в каком учреждении учился Тарас Григорьевич, после чего стал известным художником? (В Петербурге, в Академии искусств).

    10. За какую сумму был выкуплен Т. Шевченко из крепостничества? (2500 крб.).

    11. Какие композиторы обратили свое внимание на творчество Т. Шевченко? (К. Стеценко, С. Людкевич, Я. Степной, Н. Лысенко).

    12. За что Шевченко был прозван Кобзарем? (В 1840 г. увидела мир первая книжка поэзий писателя «Кобзарь»).

    III. Проверка домашней задачи.

    1. Выполнение учениками наизусть поэзии Шевченко «Мысль».

    2. Рассмотрение учениками рисунков по теме «Прошлое в произведениях Кобзаря» с соответствующим комментарием.

    3. Определение лучших произведений искусства.

    • Есть ли среди вас, уважаемые ученики, будущие художники, наследники Великого Кобзаря?

    • Какую связь можно проследить между искусством слова и искусством живописи?

    IV. Объявление темы, цели урока.

    Мотивация учебной деятельности.

    V. Основное содержание урока.

    Говоря о жизни Т. Шевченко, мы уверены, что одно упоминание о подобных людях способно поднять и облагородить нашу душу, хотя бы на миг оторвать нас от жизненных мелочей и понести в заманчивые пространства идеала.

    П. Грабовский.

    1. Теория литературы.

    1.1. Лирическое произведение, лирика (от гр. Lirikos - музыкальный) - 1) Один из трех основных родов литературы (наряду с эпосом и драмой), что отображает жизнь, показывая отдельные переживания человека, его мысли, чувства, вызванные определенными жизненными обстоятельствами. 2) Совокупность произведений этого рода поэзии. В зависимости от характера различают основные виды: гимн, ода, послание, сонет, романс, элегия. По смыслу различают лирику общественно-политическую, философскую, любовную, пейзажную. Еще - лирическое произведение.

    1.2. Строфа (гр. Strophе) - (возвращение) - соединение двух или нескольких стихотворных строк, объединенных системой рифм и общей интонацией или только общей интонацией. В зависимости от количества строк различают двустишие (дистих), тристих (терцет), четверостишие (катрен), пятистишие, шестистишие (секстина) и др. Строфа - это наибольшая рифмованная единица в стихотворном произведении. Существует и однострочная строфа - одностих.

    2. Обработка произведения Т. Шевченко «Мысль» («Течет вода в синее море...»).

    2.1. Выразительное чтение поэзии тем учеником, кто выбран наилучшим в ораторском искусстве.

    2.2. Тема: изображение печали, тоски казака за родным краем, отцом, мамочкой старой, молодой девушкой во время пребывания далеко на море.

    2.3. Идея: сочувствие казаку, который все время грустит за милой страной («думал судьба встретится, а встретилось горе»).

    2.4. Основная мысль: милейшим для каждого человека является то место, где он родился, живет, - родительский дом, люди, природа, и когда теряется это все, то ощущаешь себя несчастным, одиноким.

    2.5. Обсуждение содержания произведения с вопросами:

    • Что ищет казак? (Судьбу) Как понять значение слова судьба?

    • Объясните следующую строку из поэзии: «Пошел казак мир за глаза».

    • Какую жизнь пророчит мысль казаку на чужбине?

    (На чужбине не те люди - Тяжело с ними жить! Не с кем будет поплакать, Не поговорить).

    • Какую же судьбу хотел встретить казак? Встретил ли он ее? Из-за чего?

    • Как понять последние строки произведения?

    • Почему для нас родной край - милейший?

    • При каких обстоятельствах человек покидает родной край?

    • От чего зависит то, о чем думает человек?

    2.6. Художественные особенности поэзии:

    • эпитеты: «синее море», «сердце казацкое»;

    • метафоры: «играет море», «играет сердце», «мысль говорит», «встретилось горе»;

    • риторические вопросы: «Куда ты идешь, не спросившись?», «На кого покинул?».

    3. Анализ поэмы Т. Шевченко «Иван Подкова».

    3.1. Выразительное чтение произведения.

    3.3. Тема: изображение воспоминаний о героическом прошлом родного края, когда казаки во главе с атаманом Иваном Подковой боролись с турецкими захватчиками.

    3.4. Идея: возвеличивание мужества, героизма казаков и атамана Ивана Подковы, их силы воли, братской дружбы, которые так необходимы в получении победы над врагом.

    3.5. Основная мысль: мы должны гордиться героическим прошлым Украины и ее сыновьями-казаками, во главе которых были такие мудрые руководители, как И. Подкова; чтить их и помнить.

    3.6. Композиция. Произведение делится на две части:

    1) современность (дед, смотря на могилы, вспоминает, как казаки мужественно добывали в борьбе волю, счастливую жизнь для Украины; казаки не теряли чувства юмора, уверенности в себе даже во время опасности);

    Загадочно прекрасная и знаменитая давность Украины.

    2) прошлое (бушующее море, которое будто бы ощущает опасность, которая приближается, - битва казаков с турками. И. Подкова обдумывает, где будут происходить военные события, и ощущается удовлетворение атамана от того, что запорожцы готовы к решительной борьбе, за это он им очень признателен).

    3.7. Жанр: историческая поэма.

    3.8. Идейно-художественное содержание поэмы «И. Подкова» Т. Шевченко.

    Т. Шевченко в поэме воспевает Ивана Подкову, смелого атамана, который не раз возглавлял морские походы против Турции. В поэме, которая названа его именем, он изображен мужественным, бесшабашным, опытным, справедливым, за что побратимы очень его уважают. Смелость присуща каждому из запорожцев. «Синее море зверюкой то стонет, то воет», «кругом волны, как те горы», так что не видно ни земли, ни неба, аж «сердце млеет», а «казакам того только и надо» - разбуженная стихия веселит их сердца, вдохновляет петь песни, поднимает дух казацкий перед походом на Царьгород. Воспевая знаменитые победы запорожцев, Шевченко использует рефрен «было когда-то»:

    Было когда-то - в Украине Ревели пушки; Было когда-то - запорожцы Умели властвовать. Властвовали, добывали И славу, и волю; Прошло: остались Могилы по полю.

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Т. Г. Шевченко «Мысль» («Течет вода в синее море…» ), «Иван Подкова». Патриотичные мотивы произведений поэта, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.