Т. Г. Шевченко «Мысль» («Течет вода в синее море…» ), «Иван Подкова». Патриотичные мотивы произведений поэта

  

Могилы эти - и свидетели когда-то громкой славы, и вместе с тем напоминание современникам, внукам запорожских великанов, что утраченное можно восстановить, что такие люди, как Подкова, и сейчас, наверное, есть, так как дух народа вечен.

3.9. Обсуждение содержания произведения с вопросами:

• О каких событиях упоминается в произведении?

• Кто такой И. Подкова? (Возможно, кто-то из учеников подготовит мини-доклад о нем).

• Что свидетельствует о большом количестве казацких могил?

• Какую интересную историю рассказал дед внуку?

• Какое значение в произведении имеет описание бушующего моря? Устно опишите его.

• Как казаки отнеслись к морскому ненастью?

• С чем обратился атаман к казакам? Прочитайте.

• Поддержали ли запорожцы своего предводителя? Почему?

• Охарактеризуйте Ивана Подкову как человека, казацкого предводителя, ссылаясь на содержание произведения (Казаки высказывают атаману свое уважение, любовь, называют его отцом, он является примером для них - мужество, отвага, решительность, уверенность в себе, умение прислушаться к мысли других, целеустремленность. Портрет - черные усы, чуб, шапка).

• Какое значение имеет образ И. Подковы для нас, современников? Чем поэма актуальна сегодня?

3.10. Художественные особенности поэмы:

• рефрен: «Было когда-то...»;

• метафоры: «ревели пушки», «тело легло», «могилы чернеют, ... говорят», «бедствие танцевало», «кручина ... кружала», «сердце ... отдохнет», «небо солнце кроет», «море... стонет, воет», «лиман лодки укрыли», «волны запенились», «море играет», «сердце млеет», «лодки стали»;

• эпитеты: «белое тело», «казацкое тело», «синее море»;

• сравнение: «могилы ..., как горы», «волны, как те горы»;

• обращение: «А ну-ка, мальчонки», «Играй же, море», «Хорошо, отец, атаман»;

• риторические оклики: «А вспомним!», «На байдаки!», «Идем погулять!», «Играй же, море!», «Поедем в гости», «Спасибо вам!»;

VI. Закрепление обработанного материала.

1. Решение тестовых задач.

«Мысль» («Течет вода в синее море...»).

1. Казак ищет то, что не нашел, а именно: а) счастье; б) любовь; в) судьбу.

2. О чем говорит мысль казаку?

а) необходимость не предавать свою семью;

б) насущность как можно скорее искать личное счастье;

в) невозможность покидать родных, не спросив у них об этом.

3. Почему казаку будет тяжело жить на чужбине?

а) Не с кем поплакать и поговорить; б) негде жить; в) необходимо будет искать работу.

«Иван Подкова».

1. О чем вспоминает автор в начале произведения?

а) счастливой жизни украинского крестьянства; б) смелости и мужестве запорожцев; в) несчастном собственном детстве.

2. Могилы, где похоронены защитники родной земли: а) поросли травой и всеми забытые;

б) украшены красными маками; в) сохраняют знаменитое прошлое.

3. Свидетель славы дедов говорит с ветром: а) о воле; б) необходимости хорошей погоды для обжинок; в) счастье человека и смысле его жизни.

4. Какая река упоминается в поэме? а) Дунай; б) Днепр; в) Ока.

5. Когда дед увидел могилы, его окутали мысли: а) о назначении человека в обществе; б) героическом прошлом родного края; в) быстротечности жизни.

6. Находясь на байдаках, казаки пели:

а) «Веют ветра, веют буйные»; б) «Как были мы казаками...»; в) «Играй же, море!».

7. В каких затруднительных условиях находились казаки? а) отсутствие воды и еды; б) сложные погодные условия на море; в) мало необходимого оружия.

8. Над какой работой размышляет атаман? а) Бой с врагом; б) немедленный ремонт лодок;

в) приготовление оружия к бою.

9. Портовый город, который упоминается в произведении, находится: а) в Германии; б) Польше; в) Турции.

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Работа на карточках.

Карточка № 1.

1. Докажите  или возразите мысль А. Довженко: «Без прошлого нет будущего».

2. Что, по вашему мнению, свидетельствует о памяти людей относительно собственного исторического прошлого? Отвечая, ссылайтесь на события, воспроизведенные Т. Шевченко в поэме «Иван Подкова».

3. Чем заканчивается произведение Т. Шевченко «Мысль»? а) плачем казака; б) возвращением казака домой; в) удовлетворением юноши от жизни на чужбине.

Карточка № 2.

1. Прокомментируйте народную мудрость: «Перед тем как сказать - подумай, взвесь». Выскажите собственные замечания, применяя знания содержания произведения Т. Шевченко «Мысль».

2. Почему, на ваш взгляд, в военном деле важно согласие атамана и казаков ? Личную мысль докажите , ссылаясь на содержание произведения Т. Шевченко «Иван Подкова».

3. Казаки атамана называют (Т. Шевченко «Иван Подкова»): а) героем; б) силачом;

в) отцом.

Карточка № 3.

1. Почему, на ваш взгляд, поэзия Т. Шевченко имеет название «Мысль»? Часто ли вы думаете? Какие мечты вас охватывают?

2. Посудите, получат ли победу казаки в борьбе с врагом? Личные соображения мотивируйте.

3. За что атаман (Т. Шевченко «Иван Подкова») поблагодарил казаков?

а) За умение придерживаться дисциплины;

б) готовность мужественно вступить в бой с врагом;

в) смелость во время пребывания в бушующем море.

VII. Объявление результатов учебной деятельности учеников.

VIII Домашняя задача.

Подготовиться к тематическому оцениванию «Загадочно прекрасная и знаменитая давность Украины».

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: