• Т. Шевченко. Творческая жизнь поэта. «Мне тринадцатый минуло»

    Цель: углубить знания учеников о жизни и творчестве Т. Шевченко, проанализировать его автобиографическое программное произведение, в котором прослеживается мотив всепобеждающего жизнелюбия, доброты, любви; ознакомить школьников с контрастом как художественным приемом; развивать культуру связной речи, память, внимание, наблюдательность, любознательность, умение выразительно читать поэтические произведения; формировать мировоззрение школьников; воспитывать чувство уважения к творчеству Т. Шевченко, родного края, народа, прививать черты доброты, сочувствие, интерес к следствиям собственной работы.

    Тип урока: усвоение новых знаний.

    Оборудование: портрет Т. Г. Шевченко, мини-библиотечка его произведений, аудиозапись произведения «Мне тринадцатый миновало», дидактический материал (тестовые задачи, картинки).

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация опорных знаний в форме беседы с вопросами.

    • Кто такой Т. Шевченко? Ответ оформите с помощью приема «Домино» (Т. Шевченко -> поэт -> прозаик -> драматург -> художник -> переводчик...).

    • Что вам известно о детстве писателя?

    • Какие творческие способности имел Тарас Григорьевич?

    • Кто и каким образом выкупил Т Шевченко из крепостничества?

    • Почему детство для Тараса, как и для многих украинских детей, было безрадостным?

    • Назовите художественные произведения писателя, которые вам уже известны. Чем они вам запомнились?

    • Как наш народ уважает память великого украинского художника сегодня?

    • Почему Т Шевченко называют Кобзарем?

    III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

    IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

    • Т. Г. Шевченко! Достаточно было одного человека, чтобы спасти целый народ, целую нацию.
    • О. Вишня.

    2. Теория литературы.

    Идея - обобщенная мысль, которая лежит в основе художественного произведения и выражена в образной форме, авторское отношение к изображаемому, сущность отношения писателя к жизни.

    Контраст - стилистическая фигура противопоставления явлений, предметов, характеров; усиливает содержательное и эмоциональное звучания произведения. Используется в стихах, пословицах и поговорках, в названиях книг и произведений. Эта фигура построена на использовании антонимических пар.

    У Т. Шевченко контраст - не просто художественный прием, а художественный подход, метод познания действительности, в котором было много противоречий. Прием противопоставления богатых и бедных, невольников и свободных людей, честных и бесчестных, подлых и справедливых, счастливых и несчастных можно сказать универсальный в «Кобзаре». Контраст часто находится в центре острой сатиры.

    3. Обработка поэзии Т. Шевченко «Мне тринадцатый миновало» (1847).

    3.1. Выразительное чтение поэзии, а потом ее прослушивание в аудиозаписи.

    3.2. Тема: изображение безрадостного детства Тарасика, когда он, будучи крепостным, выпасал господский скот.

    3.3. Идея: сочувственное отношение к мальчику-пастушку; осуждение страшных времен крепостничества, когда человек не имел собственных прав и вынужден страдать.

    3.4. Основная мысль: не испытали счастливого детства Тарас и такие как он, так как не имели воли, счастливой судьбы из-за угнетения народа господами.

    3.5. Обсуждение содержания поэзии в форме беседы с вопросами.

    • Какие впечатления вызвала у вас эта поэзия во время ее чтения, прослушивания?

    • Что вам известно о крепостничестве как современном явлении?

    • Какие работы вынуждены были выполнять дети-подростки у господ?

    • Как сложилась судьба маленького Тарасика?

    • Кто помог мальчику, когда он расплакался? Как мальчик воспринял ласку, доброту героини?

    • Почему, по мнению мальчика, ему бог ничего не дал?

    • Каким образом пословицы «Как горох при дороге, кто не идет, тот и дернет» касается героя поэзии?

    • Почему слезы мальчика в произведении названы тяжелыми?

    • На сколько частей можно поделить данное произведение? Подберите к ним заголовок.

    3.6. Художественные особенности произведения.

    Риторические оклики: «Господнее небо и село, ягненок, кажется, веселился!»; «Взглянул я на ягненка - не мои ягнята!»; «Обернулся я на дома - нет у меня дома!»; «Не дал мне бог ничего!»; «И хлынули слезы, тяжелые слезы!»; «...Поля, рощи, сады!».

    Риторические вопросы: «... так ли мне чего было?»; «...чего так весело было?».

    Сравнение: «...любо стало, будто у бога..»; «будто проснулся, смотрю»; «...поцеловала... будто солнце засеяло, будто все на свете стало мое».

    Метафоры: «солнце грело, не пекло»; «солнце... не долго молилось»; «солнце запекло, покраснело и рай зажгло»; «небо потемнело».

    Эпитеты: «небо голубое»; «тяжелые слезы».

    V. Закрепление изученного материала.

    1. Проведение тестового опрашивания.

    1. Какую работу выполнял маленький  Т. Шевченко-Крепостной?

    а) выпасал ягнят; б) ухаживал за господами; в) рисовал картины для продажи.

    2. Какое время года отображено в поэзии? а) осень; б) лето; в) весна.

    3. Из-за чего маленький  Тарас заплакал, находясь в сорняках? Так как он:

    а) забрел; б) не получил ничего от бога; в) боялся грозы, дождя.

    4. Что делала девушка неподалеку от Тарасика?

    а) Копала картофель; б) посконь выбирала; в) рожь жала.

    5. После чего «будто солнце засияло...» для мальчика-пастушка? Так как:

    а) девушка его поцеловала; б) запел соловушка; в) дядя дал ему конфетке.

    6. У какого господина служил поэт-крепостной?

    а) Польского; б) Новгородского; в) Энгельгардта.

    7. Жестокая действительность времен крепостничества отображена в поэзии в части:

    а) первой; б) второй; в) третьей.

    8. Чем заканчивается произведение Т. Шевченко?

    а) тяжелым страданием мальчика-пастушка;

    б) предложением господина предоставить герою свободу;

    в) радостные мальчик и девушка погнали скот к воде.

    9. Поэзия «Мне тринадцатый миновало» была написана Т. Шевченко в:

    а) 1847 г.; б) 1874 г.; в) 1784 г.

    10. Герой произведения молился Богу, сидя: а) на большом камне; б) в сорняке; в) возле реки.

    11. Небо и село в произведении названо: а) искренним; б) господним; в) веселым.

    12. Солнце грело, а потом зажгло: а) копну сена; б) сухая ботва; в) рай.

    Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

    2. Работа на карточках.

    Карточка № 1.

    1. Исследуйте, как с помощью природы поэт старается отобразить внутреннее состояние своего героя. Отвечая, ссылайтесь на содержание произведения.

    2. Как, на ваш взгляд, с какой молитвой пастушек обращался к Богу? Свои мысли обоснуйте.

    3. Какое художественное средство использовал Т. Шевченко в фразе: «И хлынули слезы»?

    а) метафору; б) сравнение; в) аллегорию.

    Карточка № 2.

    1. Охарактеризуйте девушку, которая не проявила равнодушия к слезам мальчика? Мотивируйте ее поведение, стремление относительно этого.

    2. Почему, на ваш взгляд, Т. Шевченко оптимистически заканчивает данную поэзию? Свои соображения обоснуйте.

    3. Кульминацией поэзии является:

    а) волнение мальчика из-за недоразумения с господином;

    б) плач, а потом радость героя;

    в) осмысление героем того, что он стал богатым.

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Т. Шевченко. Творческая жизнь поэта. «Мне тринадцатый минуло», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.