Т. Шевченко. Творческая жизнь поэта. «Мне тринадцатый минуло»

  

Цель: углубить знания учеников о жизни и творчестве Т. Шевченко, проанализировать его автобиографическое программное произведение, в котором прослеживается мотив всепобеждающего жизнелюбия, доброты, любви; ознакомить школьников с контрастом как художественным приемом; развивать культуру связной речи, память, внимание, наблюдательность, любознательность, умение выразительно читать поэтические произведения; формировать мировоззрение школьников; воспитывать чувство уважения к творчеству Т. Шевченко, родного края, народа, прививать черты доброты, сочувствие, интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: портрет Т. Г. Шевченко, мини-библиотечка его произведений, аудиозапись произведения «Мне тринадцатый миновало», дидактический материал (тестовые задачи, картинки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний в форме беседы с вопросами.

• Кто такой Т. Шевченко? Ответ оформите с помощью приема «Домино» (Т. Шевченко -> поэт -> прозаик -> драматург -> художник -> переводчик...).

• Что вам известно о детстве писателя?

• Какие творческие способности имел Тарас Григорьевич?

• Кто и каким образом выкупил Т Шевченко из крепостничества?

• Почему детство для Тараса, как и для многих украинских детей, было безрадостным?

• Назовите художественные произведения писателя, которые вам уже известны. Чем они вам запомнились?

• Как наш народ уважает память великого украинского художника сегодня?

• Почему Т Шевченко называют Кобзарем?

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

  • Т. Г. Шевченко! Достаточно было одного человека, чтобы спасти целый народ, целую нацию.
  • О. Вишня.

2. Теория литературы.

Идея - обобщенная мысль, которая лежит в основе художественного произведения и выражена в образной форме, авторское отношение к изображаемому, сущность отношения писателя к жизни.

Контраст - стилистическая фигура противопоставления явлений, предметов, характеров; усиливает содержательное и эмоциональное звучания произведения. Используется в стихах, пословицах и поговорках, в названиях книг и произведений. Эта фигура построена на использовании антонимических пар.

У Т. Шевченко контраст - не просто художественный прием, а художественный подход, метод познания действительности, в котором было много противоречий. Прием противопоставления богатых и бедных, невольников и свободных людей, честных и бесчестных, подлых и справедливых, счастливых и несчастных можно сказать универсальный в «Кобзаре». Контраст часто находится в центре острой сатиры.

3. Обработка поэзии Т. Шевченко «Мне тринадцатый миновало» (1847).

3.1. Выразительное чтение поэзии, а потом ее прослушивание в аудиозаписи.

3.2. Тема: изображение безрадостного детства Тарасика, когда он, будучи крепостным, выпасал господский скот.

3.3. Идея: сочувственное отношение к мальчику-пастушку; осуждение страшных времен крепостничества, когда человек не имел собственных прав и вынужден страдать.

3.4. Основная мысль: не испытали счастливого детства Тарас и такие как он, так как не имели воли, счастливой судьбы из-за угнетения народа господами.

3.5. Обсуждение содержания поэзии в форме беседы с вопросами.

• Какие впечатления вызвала у вас эта поэзия во время ее чтения, прослушивания?

• Что вам известно о крепостничестве как современном явлении?

• Какие работы вынуждены были выполнять дети-подростки у господ?

• Как сложилась судьба маленького Тарасика?

• Кто помог мальчику, когда он расплакался? Как мальчик воспринял ласку, доброту героини?

• Почему, по мнению мальчика, ему бог ничего не дал?

• Каким образом пословицы «Как горох при дороге, кто не идет, тот и дернет» касается героя поэзии?

• Почему слезы мальчика в произведении названы тяжелыми?

• На сколько частей можно поделить данное произведение? Подберите к ним заголовок.

3.6. Художественные особенности произведения.

Риторические оклики: «Господнее небо и село, ягненок, кажется, веселился!»; «Взглянул я на ягненка - не мои ягнята!»; «Обернулся я на дома - нет у меня дома!»; «Не дал мне бог ничего!»; «И хлынули слезы, тяжелые слезы!»; «...Поля, рощи, сады!».

Риторические вопросы: «... так ли мне чего было?»; «...чего так весело было?».

Сравнение: «...любо стало, будто у бога..»; «будто проснулся, смотрю»; «...поцеловала... будто солнце засеяло, будто все на свете стало мое».

Метафоры: «солнце грело, не пекло»; «солнце... не долго молилось»; «солнце запекло, покраснело и рай зажгло»; «небо потемнело».

Эпитеты: «небо голубое»; «тяжелые слезы».

V. Закрепление изученного материала.

1. Проведение тестового опрашивания.

1. Какую работу выполнял маленький  Т. Шевченко-Крепостной?

а) выпасал ягнят; б) ухаживал за господами; в) рисовал картины для продажи.

2. Какое время года отображено в поэзии? а) осень; б) лето; в) весна.

3. Из-за чего маленький  Тарас заплакал, находясь в сорняках? Так как он:

а) забрел; б) не получил ничего от бога; в) боялся грозы, дождя.

4. Что делала девушка неподалеку от Тарасика?

а) Копала картофель; б) посконь выбирала; в) рожь жала.

5. После чего «будто солнце засияло...» для мальчика-пастушка? Так как:

а) девушка его поцеловала; б) запел соловушка; в) дядя дал ему конфетке.

6. У какого господина служил поэт-крепостной?

а) Польского; б) Новгородского; в) Энгельгардта.

7. Жестокая действительность времен крепостничества отображена в поэзии в части:

а) первой; б) второй; в) третьей.

8. Чем заканчивается произведение Т. Шевченко?

а) тяжелым страданием мальчика-пастушка;

б) предложением господина предоставить герою свободу;

в) радостные мальчик и девушка погнали скот к воде.

9. Поэзия «Мне тринадцатый миновало» была написана Т. Шевченко в:

а) 1847 г.; б) 1874 г.; в) 1784 г.

10. Герой произведения молился Богу, сидя: а) на большом камне; б) в сорняке; в) возле реки.

11. Небо и село в произведении названо: а) искренним; б) господним; в) веселым.

12. Солнце грело, а потом зажгло: а) копну сена; б) сухая ботва; в) рай.

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Работа на карточках.

Карточка № 1.

1. Исследуйте, как с помощью природы поэт старается отобразить внутреннее состояние своего героя. Отвечая, ссылайтесь на содержание произведения.

2. Как, на ваш взгляд, с какой молитвой пастушек обращался к Богу? Свои мысли обоснуйте.

3. Какое художественное средство использовал Т. Шевченко в фразе: «И хлынули слезы»?

а) метафору; б) сравнение; в) аллегорию.

Карточка № 2.

1. Охарактеризуйте девушку, которая не проявила равнодушия к слезам мальчика? Мотивируйте ее поведение, стремление относительно этого.

2. Почему, на ваш взгляд, Т. Шевченко оптимистически заканчивает данную поэзию? Свои соображения обоснуйте.

3. Кульминацией поэзии является:

а) волнение мальчика из-за недоразумения с господином;

б) плач, а потом радость героя;

в) осмысление героем того, что он стал богатым.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: