Тема контактов между представителями галактических цивилизаций в творчестве Саймака

  

Родился в семье фермера. После окончания школы учился в университете штата Висконсин в Медисоне, но не закончил его. Работал учителем, а потом репортером и редактором отдела новостей в городской газете Миннеаполиса, где прожил всю жизнь. С 1977 г. - на пенсии.

Первая публикация Саймака - рассказ «Мир Красного Солнца» (1931), как и дальнейшие ранние пробы пера, не имели успеха, поэтому Саймак на некоторое время оставил литературу и снова возвратил к журналистике. Окончательный выбор в пользу фантастики Саймак сделал в конце 30-х гг., после знакомства и творческого сотрудничества с главным редактором американской газеты «Эстаундинг сториз», что специализировался на научно-фантастической литературе, Дж. Кемпбеллом. Последний стал своеобразным «крестным отец» для целой когорты выдающихся писателей (А. Азимова, Л. Дель Рея, Р. Хайнлайна, Г. Каттнера, К. Мур), которые определили жанровые приоритеты и тематические направления развития не только американской, а и мировой фантастики.

Первый роман Саймака «Космические инженеры» («Cosmic engineers», 1939) варьирует уже традиционную к тому времени тему космических приключений, нарисованных в жанре т.н. «космической оперы», т.е. авантюрно-развлекательного, близкого к массовой литературе тематического ответвления фантастики. Тем не менее, уже следующие романы Саймака были отмечены большей глубиной и серьезностью проблематики, склонностью к философским обобщениям, раздумьям о судьбе и вероятных перспективах развития человеческой цивилизации. В романе «Время снова и снова» («Time and Again»,1951) Саймак поднимает идею равноправия и братства галактических цивилизаций разной формы жизни, в частности на «органической» и «механистической» основах. Сюжетную основу романа «Кольцо вокруг Солнца. Рассказ о завтрашнем дне» («Ring Around the Sun. A Story of Tomorrow», 1952-1953) составляет описание параллельных миров и мутантов, которые разрушают экономику Земли с помощью «вечной» технологии. Литературное признание и широкую популярность Саймаку принес роман «Город» («City», 1952), отмеченный престижной Международной премией в жанре «фэнтези». Роман композиционно построен как цикл из восьми сюжетно завершенных новелл, в которых речь идет о будущем человечества. Лейтмотивом сквозь весь роман проходит легендарная сага о семье Вебстеров, последних «хранителей» Земли после тотального переселения человечества на Юпитер. На Юпитере человечество трансформируется у фантастических существ-стрибунцев - высшую форму умной жизни, а на Земле появляется новая цивилизация - умных Собак, которые, запретив убийства живых существ, стремятся объединить всех земных животных в единую семью. Основную идею произведения высказывает один из главных героев романа, старый робот Дженкинс, воспитатель (на протяжении нескольких тысячелетий) многих поколений Вебстеров, а позднее - цивилизации Собак: «Уже пять тысяч лет, если не больше, на Земле не было убийств. Сама мысль об убийстве искорнена из сознания... Так оно лучше, сказал себе Дженкинс. Лучше потерять этот мир, чем начать снова убивать».

Уже в первых романах достаточно четко очерчивается главная тема творчества Саймака - тема научно-технической и духовной зрелости человечества, его готовности ко встрече с представителями внеземных цивилизаций (недаром в критике Саймака часто называют «певцом контакта»). «Способность сопереживать и понимать для Саймака главный критерий нравственности, высочайший принцип отношений между разными галактическими расами, - пишет русский исследователь творчества писателя В. Гопман. - Поэтому главная для писателя тема - контакт, встреча землянинов с позаземною цивилизацией. «Пришельцы как соседи» - это название одной из книг Саймака может быть поставленная эпиграфом ко всему творчеству писателя. Решая эту тему с достойной удивления сюжетной изобретательностью, Саймак непременно стремится утвердить мысль, которая при наличии доброй воли и стремление жить в миру любые галактические расы смогут договориться между собой, которым бы химерическим не был их внешний вид (а инопланетяне Саймака удивительно разнообразные: разноцветные пузырьки, умные цветы, маленькие черные человечки, байбаки, кегельные шару, прозрачные ульи на колесах)».

Тема контактов между представителями разных галактических цивилизаций осталась основной и в творчестве Саймака 60-х гг. В контакт с представителями параллельных миров вступает главный герой романа «Вся плоть - трава» («All Flesh is Grass», 1965). В романах «Принцип оборотня» («The Werewolf Principle», 1967) и «Заповедник гоблинов» («The Goblin Reservation», 1968) нарисованные разные уровни контакта с чужеземным умом: с инопланетянами, а также и с «собственными» мифологическими существами, искусственно созданными людьми с помощью генной инженерии. В отдельных произведениях Саймака этого периода, посвященных теме контакта, звучат и пессимистические мотивы.

Главный герой романа «Что может быть проще от времени» («Time is the Simplest Thing», 1961), как и другие люди с экстрасенсорными способностями, вследствие нежелания объясниться и преследование со стороны «обычных» людей вынуждены перебраться на другую планету. Конфликт между людьми и инопланетянами обрисован и в романе «Почти как люди» («They Walked Like Men», 1962). Один из наилучших произведений Саймака этого периода - роман «Транзитная станция» («Way Station», 1963). Главный герой романа, ветеран американской Гражданской войны Инек Воллис, получив от инопланетян бессмертия, выполняет специальную миссию надсмотрщика галактической транзитной станции, предназначенной для контактов представителей разных космических цивилизаций. Воллис старается преодолеть недоразумение и враждебность соотечественников, готовя их таким образом к времени открытого вступления человечества в Галактическую федерацию.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: