Тема любви в трагедии И. Гете «Фауст»

  

Человеку свойственно любить. Просто любовь рядового человека проходит незаметно для окружения, а любовь неординарной личности олицетворяет вечность и бессмертие. Итак, естественно, что любовь Иоганна Вольфганта Гете не прошла незаметно, а вылилась в творчество. А поскольку трагедия «Фауст» создавалась на протяжении продолжительного времени, то ее автор переживал в эти годы много потрясений, он находил и отрекался, любил и страдал. И неизвестно, существовала ли бы сама трагедия, если бы ее автор не пережил первую любвь к Кетхен Шенкопф и отречение его ради спасения личной свободы, если бы не было в его жизни новой вспышки жизнелюбия, которое проснулось в любви к дочери сельского пастора Фредерика Брион - и бегства от нее; если бы не было в его жизни бракосочетания с юной Христианой Вульпиус, которая стала матерью его сына.

Итак, история о Маргарите в трагедии «Фауст» - это исповедь юношества. Всю свою жизнь Гете считал, что «...венцом природы является любовь. Только через любовь приближаются к ней». На этой подпочве разворачивается поиск Фаустом высочайшего назначения, на этой подпочве вызревают его мысли относительно выхода из вечного запертого круга:

  • Я рвусь от жажды,
  • и в наслаждении я жажду алкаю.

Маргарита стала для Фауста олицетворением той счастливой жизни, о которой он мечтал. Она - символ молодости и красоты, простоты и целомудрия, чувствительности и нежности. Тем не менее, она не наделена интуицией самосохранения и потому обречена на гибель. И хотя образ Маргариты обобщающий, ему присуща психологическая утонченность и жертвенность.

 Любил ли Фауст Маргариту? Наверное, нет. И хоть ее гибель для него является духовным опустошением, хоть он готов ее спасать, Маргарита в его жизни была лишь мгновением, поникшим бледной тенью. И спасать ее от самого себя Фауст не может. Гете создал Маргариту выразительной и трагической, чувства ее обострены, ведь она причастна и к отравлению матери, и к убийству брата, и к смертной казни своего ребенка. Поэтому она сходит с ума. Даже небо смилостивилось над ней.

Маргарита ощутила, что Рафаэль является врагом:

  • Сквозь маску увидела она
  • Моего ума скрытое могущество.
  • Но это же можно сказать и о Фаусте, в холодном взгляде которого Маргарита увидела обреченность любви.
  • Эта любовь земная.

Но Фауст был готов на любовь мистическую: погружаясь за границы пространства и времени, выхватывает из античных героев образ Париса и прекрасной Гелены. Гелена оказалась для Фауста недосягаемой, как сама красота. Его страдания по Гелене другие - он стремится недосягаемого. И хотя о Гелене он говорит: «Кто узнал ее - без нее жить не может!» - едва ли эти чувства можно назвать любовью. И даже появление Евфориана - сына Фауста и Гелены - становится феерическим видением, похожим на сон. А настоящая любовь, которую олицетворяла Маргарита, способна на прощение. Уже в другом мире она побежит навстречу Фаусту так, как когда-то, - снова счастливая.

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: