Образцы творческих сочинений > Современная зарубежная литература > Тема Урока: Джеймс Олдридж. «Последний дюйм»


     
  • Тема Урока: Джеймс Олдридж. «Последний дюйм»

    Своеобразность решения проблемы родителей и детей. Формирование характера Деви при чрезвычайных обстоятельствах.

    Цель: ознакомить с содержанием рассказа; научить определять ключевые эпизоды, формулировать основную мысль произведения; учить определять проблему произведения — своеобразность отношений родителей и детей — и размышлять над ней, высказывать собственные суждения; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, работы с деталью; воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, умение отстаивать собственную мысль.

    Оборудование: портрет Джеймса Олдриджа.

    Ход урока.

    І. Мотивация учебной деятельности учеников.

    Учитель. Вспомним тему раздела, над которым мы сейчас работаем.

    Когда мы говорим о человеческих взаимоотношениях, нас, бесспорно, волнуют, прежде всего, взаимоотношения между близкими людьми, скажем, между родителями и детьми.

    Что вы вообще можете сказать о взаимоотношениях между родителями и детьми по собственному опыту?

    Что на них влияет? Как вы считаете, нужно ли прилагать усилия, чтобы эти взаимоотношения были надежными и хорошими? Просто ли это сделать? Именно об этом мы сегодня и поговорим...

    II. Актуализация опорных знаний учеников.

    1.Сообщение о писателе (индивидуальная задача).

    2. Проверка домашней задачи - планов к рассказу с их обсуждением.

    Примеры планов:

    І.

    1) Отец и сын.

    2) В самолете.

    3) Завтрак.

    4) Охота.

    5) Ранение.

    6) Возвращение домой.

    ІІ.

    1) Полет на побережье.

    2) Серия неурядиц.

    3) На берегу моря.

    4) Акулы.

    5) Тяжелое ранение.

    6) Помощь мальчика.

    7) В Каире.

    ІІІ.

    1) Полет на побережье.

    2) Бен и Деви никак не найдут общий язык.

    3) Подводная съемка.

    4) Трагедия.

    5) Испытание мальчика в экстремальной ситуации.

    6) Путь к сердцу сына.

    7) Следует преодолеть последний дюйм.

    Учитель. Мотивируйте собственную мысль. На что обязательно необходимо обратить внимание?

    Мы все прочитали рассказ и знаем, что происходит. Теперь наша задача - узнать, как все было на самом деле.

    III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

    1. Пересказ близко к тексту первых двух частей (полет на побережье, подготовка к съемке, завтрак).

    1 группе экспертов (назначить сильных учеников): доказать, что у отца с сыном сложились (Какие?)... взаимоотношения.

    Обратить внимание:

    (Мальчик «в десять лет ощущал, что мать им не интересуется, а отец - чужой человек»;

    «Бен пожалел, что взял его с собой»;

    «Бен знал, что не умеет разговаривать с мальчиком»;

    «Когда Деви о чем-то спрашивал у отца, голос у него становился пасмурным: он заранее был готов к резкому ответу»;

    «Бену хотелось чем-то порадовать мальчика, но за много лет ему это ни разу не удалось, а теперь, видно, уже было поздно»).

    Вопрос для 1-й группы экспертов

    1)    Понимает ли Бен, что он несправедлив к мальчику?

    2) Старается ли он изменить их отношения?

    3)    Что самое страшное в этой ситуации? (И у мальчика, и у Бена нет больше никого из родных).

    4) В чем проявляется отсутствие привычки беспокоиться о сыне? (Не взял для него воды, не напомнил, чтобы Деви взял себе что-нибудь ради развлечения).

    2-я группа должна ответить на вопрос: опасна ли эта поездка? (Обратить внимание на вопрос мальчика, что он повторяет несколько раз).

    2.  Пересказ эпизода «Подводная съемка».

    • Чьими глазами мы видим подводное царство?
    • Что мы можем сказать о Бене как о летчике, кинооператоре, человеке?
    • Можем ли мы сделать выводы, что перед нами неординарный человек?
    • Почему же произошло так, что он научился за жизнь многому, но не научился понимать собственного сына?

    3.  Выразительное чтение фрагмента: от «У кошки был выигрыш во времени»
    до «Он знал, что дела его совсем плохие».

    Чего больше всего испугался Бен? Как это характеризует его?

    4.  Выразительное чтение фрагмента от «Деви,— сказал он, стараясь
    сосредоточиться...» до «Он был неосторожным с самого начала и до конца».

    • Изменилось ли его отношение к мальчику? Докажите. (В диалоге и раздумьях появляются обращение: «мальчику», «сын», «бедняга», «малыш»; желание не напугать Деви, извиниться перед ним: «Не огорчайся, если я на тебя накричу», «старался говорить по возможности более мягкое», обещал в следующий раз взять кока-колы).
    • Можем ли мы сказать, что летчик испугался за себя и решил подольститься к мальчику, чтобы тот не бросил его? (Нет, он больше думал о мальчике. «Десятилетнему мальчику выпало выполнить дело, которое было сверхсложным. Если он хочет выжить»). («Снова упал в обморок»,- подумалось Бену. Он погрузился на несколько минут в приятный легкий сон, но стремился удержать последнюю нить сознания. Он уцепился за нее: ведь в ней одной был спасение для сына).

    Удается ли Бену сблизиться с мальчиком настолько, чтобы тот его понял? Что должно было произойти? (Мальчик увидел слезы отца, услышал искренние слова. «Он нащупал путь к сердцу мальчика»).

    III. Подведение итогов урока.

    Какие выводы можно сделать из рассказа в контексте проблемы «родители и дети»?

    • Взаимоотношения между родителями и детьми всегда были серьезной проблемой.
      • Страшнее всего равнодушие, стена недоразумения, незнание друг друга.
      • Больше всего зависит от родителей, так как у них больший жизненный опыт.
      • Нужно помнить, что каждый человек - это целый мир.

    IV. Домашняя задача.

    Бывает, что взрослые, чтобы лучше понять детей, прибегают к одному очень простому средству.

    Подумайте (или спросите у родителей), к какому именно.

    Есть ли в тексте (в той части, что мы читали на уроке) намек на это?

    Выписать в тетрадь определения слова «дюйм».

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Тема Урока: Джеймс Олдридж. «Последний дюйм», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.