• Тема урока: О. Генри (1862-1910) «Последний листок»

    Взаимопонимание и стремление сделать добро другому как средство преодоления жизненных неурядиц

    Цель: познакомить с содержанием произведения и дать ощутить его гуманистическое направление, теплоту взаимопонимания героев; совершенствовать навыки работы с текстологическим анализом произведения (роль детали); совершенствовать навыки выразительного чтения учеников; воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение отстаивать собственную точку зрения.

    Оборудование: портрет О. Генри.

    Ход урока.

    I. Мотивация познавательной деятельности учеников.

    Слово учителя.

    —         Мы с вами прочитали и обсудили уже много литературных произведений. Каждый из вас имеет определенный жизненный опыт. Вы, наверное, не раз задумывались над вопросом: что в человеческой жизни самое главное? Без чего
    человек не может быть человеком, независимо от того, каким бы сильным,
    смелым, умным он не был? Вспомним уже знакомых нам Робин зона и Маленького принца.

    Это, так сказать, наибольшая роскошь на земле - роскошь человеческого общения.

    Говоря об общении, дайте ответ на вопрос: какими должны быть человеческие взаимоотношения?

    Какое слово вам прежде всего приходит в голову, когда мы говорим о человеческих взаимоотношениях? (Прием «Свободный микрофон») (Верность, прочность, постоянность, надежность...).

    —        Это все правильно и интересно, и очень нужно и в жизни литературных
    героев, и в нашей реальной жизни, но сегодня тема нашего разговора —
    «Красота чистых человеческих взаимоотношений».

    И ведет нас к этому разговору исследования произведений писателя О. Генри.

    II. Актуализация опорных знаний учеников.

    Сообщение о писателе.

    Учитель. Как вы считаете, с изображением чего мы можем встретиться в произведениях О. Генри? (Описанием реальной жизни наиболее низких слоев населения).

    III. Формирование новых знаний, умений и навыков учеников.

    Чтение текста в классе и обсуждение прочитанного с одновременной работой над выразительным чтением.

    Учитель. Я задавала вам читать это произведение, и сегодня мы обратимся к его содержанию, чтобы вместе ощутить радость открытия. Начнем...

    1) От начала рассказа до фразы «так и возникла общая студия».

    • Что мы можем сказать о финансовом состоянии наших героинь? Докажите свою мысль.
    • Какие настроения и характер героинь, на первый взгляд?


    2) От: «Это было в мае» до «она будет иметь один шанс из пяти вместо
    одного из десяти».

    Как изображает писатель зло, что навалилось на девушек? Как носит название это художественное средство? Почему автор использовал такой прием? Каким был состоянии Джонси, по словам врача? Почему он так разговаривал с Сью?

    3) От «После того как врач ушел» до «Не шевелись, пока я не приду».

    Докажите, что Сью выполнит установки врача при любых условиях. Что придает ей силы держаться самой и ободрять подругу?

    4) От «Старый Берман был художник» до «Мы все уедем отсюда.
    Да, да!».

    Какое первое впечатление сложилось у вас о художнике? Что мы можем сказать о его таланте, мастерстве? (Полотно для шедевра — и реклама).

    Назовите, пожалуйста, ключевые слова, которые характеризуют Бермана. («Неудачник», «пил», «злющий старикан», «издевался над всяческой сентиментальностью», «смотрел на себя, как на пса-охранника, который специально защищает двух молодых художниц»). Это о художнике или об обычном человеке? Почему Сью рассказала ему о Джонси все: и о ее болезни, и о ее мыслях-фантазиях? (Больше некому было рассказать, доверяла). Какие слова свидетельствуют о настоящем отношении этого пасмурного старого пьяницы к девушкам? («Когда-нибудь я напишу шедевр, и мы все уедем отсюда»).

    5) От «Джонси думала» до «из низкой голландской кровли».

    Какой промежуток время описан в этом отрывке? (1,5 суток: вечер — ночь — день — вечер — ночь). Почему время воспринимается будто спрессованное?

    Что в центре внимания этого отрывка? (Листок: три раза упоминается о Нем в тексте размером на полстраницы плюс детальное описание листка).

    Какое еще описание событий присутствует в этом отрывке?

    Как чувствует себя Джонси? Почему можно, по вашему мнению, помочь больной?

    6) От «Едва лишь рассвело...» до «...вы победите». (Читать, разделяя на абзацы).

    Почему о Джонси сказано «беспощадная»? К кому это она немилосердная? Почему предложение «Листок плюща все еще оставался на месте» образовывает целый абзац?

    Какие детали свидетельствуют, что Джонси начинает выздоравливать? (Зеркальце и желание написать красками неаполитанский залив). Как звучит прогноз врача на этот раз?

    7)  От «А теперь мне нужно навестить…» до «форма болезни очень сложная» (не забегать вперед!).

    Как вы считаете, почему заболел старый Берман?

    8)  От «На следующий день врач сказал Сью» до «И больше ничего не нужно».

    Казалось бы, история молодой художницы кончилась. О чем, по-вашему
    мнению, будет идти речь в последнем абзаце рассказа?

    9)  От «В тот же день вечером...» до «Вместе с подружкой».

    • Посмотрите: в этом отрывке есть два очень важных слова. Одно подчеркивает полное выздоровление еще слабой Джонси («с удовлетворением»), второе будто готовит нас к трагедии («совсем не нужен»).
    • А почему ярко-синий шарф «совсем не нужен»?
    • Что случилось со старым Берманом?

    10)  От «Мне нужно тебе что-то сказать» до «Никто не мог понять,
    куда он выходил в эту последнюю ночь».

    А вы поняли?

    11)  От «Потом нашли фонарь» до конца.

    • Какое впечатление произвело на вас это произведение?
    • Как сказано о последнем поступке Бермана? («Это и есть шедевр»).
    • Почему старый художник поступил именно так? (Не спорил с больной, не старался ее уверить в чем-то, не полагался на врача).
    • Можно ли сказать, что это импульсивный поступок, неожиданность? (Забота о девушках, шарфе, который плетет Джонси).

    IV. Подведение итогов урока

    Учитель. Можно ли сделать вывод, прочитав рассказ О. Генри, что настоящая доброта и помощь невзрачные, они не кричат о себе, находя средства защитить дорогих людей, даже жертвуя собой? Обоснуйте свой вывод.

    V. Домашняя задача.

    В портретах, которые принадлежат классицизму (продемонстрировать портрет Ломоносова, портрет Пушкина кисти О. Кипренского), кроме лица, изображали какие-то атрибуты, связанные с ней, что раскрывают сущность этого человека.

    Воспользуйтесь этим принципом и создайте портреты Джонси, Сью, Бермана (письменная задача).

    Напомнить о подготовке к уроку внеклассного чтения.

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Тема урока: О. Генри (1862-1910) «Последний листок», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.