• Тема урока – Сведения о жизни Ивана Вишенского

    Цель:   охарактеризовать особенности развития украинской литературы Ренессанса и барокко; выяснить роль православных братств, Острожской и Киево-Могилянской академий в развитии украинской культуры; знать о первых печатных книгах; ознакомить школьников с И. Вишенским - мыслителем, богословом, полемистом; развивать культуру связной речи, внимание, память, наблюдательность, умение вести диалог, в полемике доказывать собственную мысль, анализировать и обобщать исторические факты; воспитывать уважение к историческому прошлому Украины, отечественной культуры, И. Вишенскому - выдающемуся художнику слова.

    Тип урока:     усвоение новых знаний.

    Оборудование: портрет И. Вишенского, П. Могилы, М. Смотрицкого, И. Федорова; текст произведений И. Вишенского и о нем; учебник; опорные схемы «Ренессанс в украинской литературе», «Реформация в украинской литературе»; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

    Ход урока.

    I.          Организационный момент.

    II.        Проверка домашней задачи.

    Заслушивание отдельных ученических произведений (по желанию) по теме: «Милосердие - это ошибка человеческой души или обязанность каждого». Краткий комментарий прослушанных творческих работ.

    III.       Актуализация опорных знаний.

    1. Литературный диктант «Произведения княжеской Руси-Украины».

    •          Основатели Киево-Печерского монастыря. (Антоний и Феодосий).

    •          Один из авторов «Киево-Печерского патерика». (Поликарп)

    •          Язык, с которого «патерик» переводится как «отец». (Греческий).

    •          Время окончания формирования сборника «Киево-Печерский патерик». (ХV ст.).

    •          Первые биографические произведения Нестора. («Чтение о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия»).

    •          Вопрос, на который прежде всего дает развернутый ответ «Повесть временных лет». («Происхождение русского государства»).

    •          С чем Нестор в летописном произведении сравнивал книжки? (с реками).

    •          Дата, когда православная церковь вспоминает великого  летописца как святого угодника. (9 ноября 1121 г.).

    •          Креститель Руси. (Владимир Великий).

    •          Событие, с которого начинает история Руси в «Повести...». (Расселение славян).

    •          Кто ввел в свое произведение государственные акты Руси — тексты договоров князей Олега, Игоря и Святослава с Византией? (Нестор Летописец).

    •          Первая попытка перевода на украинский язык летописи Нестора принадлежит... (Виктору Близницу).

    Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

    2. Обсуждение вопросов.

    •          Дайте определение понятию «культура». Под влиянием каких факторов она формируется и развивается?

    •          Каким образом культура связана с литературным искусством?

    •          Для чего писатели должны быть осведомленными о культуре того времени, в котором происходят события произведения?

    •          Чем объяснить почтительное отношение читателей к книге — источнику познания?

    •          Как прошлое находило свое отображение в произведениях давней литературы?

    IV.       Объявление темы, цели урока.

    Мотивация учебной деятельности

    V.        Восприятие и усвоение учебного материала

    И. Вишенский – великий мастер полемики и агитации.

    О. И. Билецкий.

    Человеком стать - это искусство.

    Новалис.

    1.         Вступительное слово учителя. Исторические обстоятельства, в которых находилась Украина, начиная с середины ХIII ст.

    Монголо-татарское нашествие и нападения с Запада задержали развитие культуры в южных русских землях. За время от 2-й пол. ХIII до 1-й пол. ХVИ ст. новых оригинальных памяток сохранилось здесь очень мало. Развитие литературы в настоящее время замедлилось. Нормальному развитию Киевской Руси мешали разобщенность территории, отсутствие четко определенных границ, постоянные притеснения и преследования со стороны господствующей верхушки стран-оккупантов.

    С середины ХVI ст. началось оживление в развитии культуры и литературы на Украине в связи с усилением борьбы народа против социального и культурно-национального гнета. Когда польские господа и католическое духовенство стали проводить политику ополячивания и окатоличивания населения Украины и Белоруссии, значительная часть феодальной верхушки легко восприняла и католическую веру, и польскую культуру; народные же массы оказали решительное сопротивление и развернули борьбу как против полонизации, так и против религиозной унии с римской католической церковью. Народные массы отстаивали «славяно-русскую» (собственный созданный на основе живого разговорного с элементами славянского) язык и православную церковь как средства в борьбе против нажима польской шляхты и католического духовенства. Сопротивление народных масс проявилось в учреждении школ, типографий, в организации научной и литературной работы.

    2.         Православные братства, их роль в противостоянии

    панско-польской и католической агрессии в конце ХVI - в начале ХVII ст.

    В развитии образования и литературы на Украине и в Белоруссии в ХVI- ХVIII ст. значительную роль играли братства. Важнейшими среди них были Львовское (1585) и Киевское (1615).

    Братства - церковные организации зажиточного мещанства - в условиях борьбы масс украинского и белорусского народов против социального и культурно-национального угнетения распространяют свою деятельность, открывая школы, организовывая типографии. Они возглавляли борьбу против колонизации и унии.

    В братства входили ремесленники, торговцы, крестьяне, городовые казаки, православные шляхтичи и священники; в Киевское братство вступил и гетман П. Конашевич-Сагайдачный со всем Войском Запорожским.

    В братских школах обучение проводилось на родном языке. Среди преподавателей были тогдашние ученые и писатели: во Львовской - Арсений Еласонский, Стефан Зизаний, Лаврентий Зизаний, Иов Борецкий, в Киевской – тот же Иов Борецкий, Мелентий Смотрицкий, Касиян Сакович и др. Преподавание наук осуществлялось на том же уровне, что и в западноевропейских школах. Вокруг некоторых школ и их типографий возникали научные кружки, члены которых писали книги, готовили в печать учебники.

    При содействии братства основаны школы не только в Киеве, Львове, а и в Перемышле, Луцке, Немирове, Кремянце, Каменце-Подольском, Виннице. В этих школах ученики изучали историю, географию, философию (богословие), риторику, музыку, поэзию (поэтику), математику, астрономию и языки: тогдашний книжный украинский, греческий, польский, немецкий, французский, а со временем - природоведение и медицину.

    Вследствие преследования польским правительством братские школы постепенно начали закрываться и уже в середине ХVII ст. перестали существовать, но успели сделать большой вклад в развитие национальной культуры и образования народа. Вместе с тем они были одним из средств борьбы против колонизаторской политики польской шляхты и окатоличивания украинцев.

    5.3.      И. Вишенский-Богослов.

    С высоких гор Афона летели в Украину моральные послания, в которых гневно критикуются социальная несправедливость и грехи человеческие.

    И. Вишенский категорически требовал, чтобы его послания громко читались на собраниях монахов, которым он часто адресовал довольно резкие, временами обидные укоры в том, что их вера недостаточная, что не живут они согласно Божьим заповедям.

    Полемист взял на себя роль святого апостола своего края, духовного наставника родного народа. «Господь-то с вами, и я во всякое время с вами»,- заявлял И. Вишенский в одном из посланий. Это не было нескромностью, так как очень трудной и важной видел он свою миссию перед украинцами.

    5.4.      Фигура И. Вишенского в оценке И. Франко.

    Было что-то такое, что роднило, несмотря на временное расстояние в три столетия, этих двух светочей человеческого духа в Украине.

    •          Франко нравились и были близкими патриотизм Вишенского и любовь его к обездоленному народу.

    •          Самоотречение Франко от земных благ и материальных ценностей во имя творческого горения и неусыпной работы для улучшения судьбы бедных и угнетенных, родственно с подвижничеством И. Вишенского.

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Тема урока – Сведения о жизни Ивана Вишенского, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.