Образцы творческих сочинений > Сочинение отзыв на прочитанное произведение > Тема, жанровые и художественные особенности трагедии «Фауст»


     
  • Тема, жанровые и художественные особенности трагедии «Фауст»

    Тема «Фауста» - раздумья над историей человеческого общества, целью социального бытия человечества и отдельного человека, над общим ходом истории. Такой грандиозный замысел повлиял и на жанровые особенности произведения. По форме «Фауст» написан для сцены, по объему - нет.

    Жанр «Фауста» определить тяжело, так как в нем сосуществуют признаки разных жанров: «Пролог на небе» имеет черты средневековой мистерии; сцена появления Фауста в комнате Маргариты написана как лирический этюд; отношения Рафаэля и Марты изображены в стиле немецкого шванка (жанр городской средневековой литературы сатирическо-дидактического характера); Авербахов склеп, где развлекается веселое общество, и ведьмена кухня - откровенно комические и реально-бытовые сцены; последние минуты жизни Маргариты в сцене в тюрьме изображены средствами трагедии. Трагедией назвал свое произведение и автор, литературоведы же определяют «Фауста» как драматическую поэму или как философско-лирическую трагедию.

    Проблемным остается и вопрос о стиле «Фауста». В современной литературоведческой науке считается, что стиль этого произведения не подвергается четкому определению. Нельзя безоговорочно утверждать, что трагедия Гете создана по законам классицизма, романтизма или реализма. Ее отмечает художественный универсализм, так как произведение имеет разные стилевые элементы: первая часть «Фауста», где изображен микромир, написанная вообще в реалистической манере, во второй части автор прибегает к романтической, условной форме, широко используя аллегорические и символические средства изображения.

    Композиция трагедии нарушает классицистический канон трех единств. Гете использовал в ней свой любимый принцип свободной композиции, когда произведение напоминает цепь самостоятельных, запертых в себе элементов. Трагедия начинается тремя прологами. Первая ее часть состоит из 25 сцен, вторая имеет более четкую внешнюю структуру - состоит из пяти действий. Время, на протяжении которого происходят события трагедии,- 3000 лет, от Троянской войны до XVI столетия. И вдобавок первая часть имеет много черт современной автору жизни, а во втором событии разворачиваются на большем пространстве на протяжении нескольких столетий. О жизни главного героя рассказывается в двух временных планах - ретроспективно и в настоящем времени. Бытовые сцены объединяются с фантастическими и историческими, а эпохи свободно заменяют друг друга.

    Особенностью трагедии являются ее композиционные параллели. В «Фаусте» нет ни одной картины, к которой автор не нашел бы прототипа - в легендах или в собственной биографии. Литературными источниками «Фауста» считают древнеегипетский эпический диалог «Спор разочарованного со своей душой», Библию, Старый Завет, «Книгу Иова», «Повесть о докторе Фаусте, знаменитом колдуне и чернокнижнике, о его договоре с дьяволом, его приключениях и действиях, о заслуженном наказании ему, заимствованная главным образом из его бумаг» (1587) и легенды о Симон-маге, которые изложены в Новом Завете («Действие апостолов», разд. 8), в апокрифических действиях Петра и Павла, в древнехристианском романе «Клементина» (II ст. н.э.).

    Традиционно детально рассматривается средневековая легенда «О докторе Фаусте», так как почти все изображенные в ней события и фигуры есть в «Фаусте» Гете. Довольно часто также проводят параллели между трагедией и личной жизнью Гете. Приметы личного находят уже в «Прологе в театре», историю Маргариты связывают с Фридерикой Брион (имя Маргарита Грет).

    Заимствованный из античности образ Елены, возможно, появился в произведении после пребывания Гете в Италии, а на последних сценах «Фауста» отразилось знакомство автора с планами Наполеона: соединить Рейн с Дунаем, проектом Панамского канала и с сооружением плотин во время строительства Бременского порта... Но ни один из упомянутых источников не объясняет содержания гениального творения Гете.

    Фабула трагедии тоже не исчерпывает содержания произведения. Коротко ее можно сформулировать так: первая часть - это вечная история любви, вторая - история вечности. В первой части изображен «микромир» человека, его индивидуальная, личная жизнь, вторая часть, «макромир», отражает общественно-политическую жизнь человечества.

    Используя известный фабульный материал, Гете создал оригинальную трагедию, где был намерен дать ответ на самые сложные вопросы: в чем смысл человеческой жизни и какая естественная сущность человека. Для воплощения своего грандиозного замысла поэт объединяет в образах произведения индивидуальное и символическое, использует аллегории, поэтому глубокое идейное содержание трагедии не постигается на уровне внешних событий.

    Ключом к восприятию произведения могут стать приведенные ниже объяснения относительно символических и аллегорических образов трагедии:

    • Фауст - замечательный экземпляр человеческой породы: неутомимый искатель неограниченного знания и бесконечного счастья; символ духовных поисков человечества.
    • Рафаэль - воплощение высокой духовной культуры мысли, но мысли скептической и циничной; символ зла и его места во Вселенной согласно замыслу Бога.
    • Маргарита - символ женской части человеческого рода.
    • Вагнер - воплощение схоластического знания.
    • Гомункул - воплощение мысли Гете о том, что жизнь - это длинный эволюционный путь, а не взрыв, поэтому лабораторным способом нельзя создать реального человека; воплощение абсолютной духовности, интеллекта.
    • Елена - символ античной красоты, абсолютной гармонии.
    • Евфорион - символ неустановившегося союза между современностью и античностью; образ, навеянный смертью Байрона.
    • Одежда Елены в руках Фауста - символ того, что современный человек в силах овладеть только формой, а не духом античности.
    • Кратковременный союз Елены и Фауста символизирует гипотезы о спасении современного мира с помощью античного идеала.
    • Хирон - символ скептически настроенной части человечества, неспособной воспринять тягу к идеалу.
    • Матери, фантастические богини, которые создают идеальные образы всего сущего, первообразы всех вещей, идеи, которые после воплощения стали мирами и явлениями жизни.
    • Император - символ бездарного властителя, способного потерять подвластную ему Фаину.
    • Ариэль - символ здоровых сил природы, персонаж шекспировской «Бури».
    • Государство императора - символ государства с деспотическим правлением,
    • Золотой венок из колосьев, бутон розы, странный венок, странный букет - символы даров природы. Злые фурии, Пар - символы злых сил.
    • Бог - символ абсолютного знания, мудрости, добра.
    Если Вам понравилось сочинение на тему: Тема, жанровые и художественные особенности трагедии «Фауст», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.