Темы и образы, связанные с борьбой русского народа в поэзии Пушкина

  

Начало 30-х годов ознаменовалось крупными историческими событиями, привлекшими пристальное внимание Пушкина к социальным и политическим вопросам. В июле 1830 г. во Франции произошла революция, вызвавшая сочувственное отношение Пушкина. В ноябре началось польское восстание, глубоко Взволновавшее поэта. У него сложилось неправильное понимание вопроса о русско-польских отношениях. Но его справедливо возмущали те угрозы Войны, которые шли по адресу России из Западной Европы по все время польского восстания. «Тогой гляди, навяжется нас Европа», - пишет Пушкин Вяземскому.  С патриотическим чувством вспоминает поэт о 1812 годе:

  • Великий день Бородина
  • Мы братской тризной поминая,
  • Твердили: «Шля же племена,
  • Бедой России угрожая;
  • Не вся ль Европа тут была?
  • А чья звезда ее вела!..»
  • Но стали ж мы пятою твердой
  • И грудью приняли напор
  • Племен, послушных воле гордой,
  • И равен был неравный спор.
  • И что ж? свой бедственный побег,
  • Кичась, они забыли ныне;
  • Забыли русский штык и снег,
  • Погребший славу их в пустыне.
  • Знакомый пир их манит вновь
  • Хмельна для них славянов кровь;
  • Но тяжко будет им похмелье;
  • Но долог будет сон гостей
  • На тесном, хладном новоселье,
  • Под злаком северных полей!

«Клеветникам России», обращаясь к раскричавшимся европейским «витиям», грозившим войной России, Пушкин с патриотической гордостью писал:

  • Иль нам с Европой спорить ново?
  • Иль русский от побед отвык?
  • Иль мало нас
  • От потрясенного Кремля
  • До стен недвижного Китая,
  • Стальной щетиною сверкая,
  • Не встанет русская земля?

Со времен лицея темы и образы, связанные с борьбой русского народа за свою независимость в 1812 г. и победой России над Наполеоном, заняли значительное место в раздумьях и творчестве Пушкина. В ряде строф «Евгения Онегина» поэт с патриотической гордостью вспоминает о «грозе двенадцатого года», о пожаре Москвы, не пожелавшей покориться захватчику Наполеону. Политические события 1831 г. обострили воспоминания Пушкина о 1812 г. Он пишет стихотворение «Перед гробницею святой», посвященное памяти великого русского полководца М. И. Кутузова. Стихотворение было опубликовано Пушкиным: значительно позже, и притом без заключительных двух строф. Эти строфы едва бы пропустила цензура Николая, ревниво относившегося к своей военной «славе». В этих строфах Пушкин обращается к Кутузову:

  • Внемли ж и днесь наш верный глас,
  • Встань и спасай царя и. нас,
  • О, старец грозный, на мгновенье
  • Явись у двери гробовой,
  • Явись, вдохни восторг п рвенье
  • Полкам, оставленным тобой.
  • Явись и дланию своей
  • Нам укажи в толпе вождей,
  • Кто твой наследник, твой избранный.
  • Но храм - в молчанье погружен,
  • И тих твоей могилы бранной
  • Невозмутимый, вечный сон...

В том же, 1831 г. Пушкин начинает работу над романом «Рославлев» из эпохи 1812 г.

На Западе исторический роман уже приобрел к тому времени огромную популярность. Романы Вальтера Скотта получили мировую известность, его влияние плодотворно сказалось не только в литературе, но и в исторической науке. Вслед за Вальтером Скоттом в жанре исторического романа начинают писать крупнейшие мастера западной литературы: Бальзак, Стендаль, Мериме, Виктор Гюго -4 во Франции, Маяцони - в Италии, Ф. Купер - в США. Большинство из них указывают на Вальтера Скотта как на своего учителя. Всеобщее увлечение историческим романом современники объясняли характером самой эпохи, наступившей после драматического финала наполеоновской эпопеи. В журнальных статьях 30-х годов отмечалось, что, если раньше довольствовались при знакомстве с историей рассказами о сражениях и победах, теперь, «вопрошая прошлое», хотят вникнуть в самые мельчайшие подробности внутренней жизни нации. Именно этому интересу к «внутреннему», «домашнему», повседневному в истории и отвечал реалистический роман начала XX и, Его популярность связывалась с демократическим движением и идеалами того времени, с развитием национально» исторического самосознания народов, с усилением общественного интереса к проблемам истории.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: