Томас Манн. Новелла «Марио и волшебник»

  

Цель:   проанализировать идейно-художественные особенности новеллы, определить проблематику произведения, лейтмотив, роль и значения детали, понимать новаторство Т. Манна; развивать творческие способности глубокого «погружения» в текст и его осмысление, умение мыслить логически, анализировать, сопоставлять факты; воспитывать чувство личного достоинства, гуманизм.

Оборудование: портрет писателя; компьютер, мультимедийный проектор, экран.

  • Нравственность и жизнь - единое целое.
  • Мораль - опора жизни, моральный человек является настоящим гражданином жизни.
  • Т. Манн.

Ход урока.

І. Организационный момент. Эмоциональная минута.

Демонстрация слайдов выдающихся архитектурных памятников, живописи, скульптуры; звучит музыкальный фрагмент П. Чайковского «Лебединое озеро».

Слово учителя. Лейбниц утверждал, что Бог создал наилучший из миров. К высотам божественной красоты поднялся ум и дух человека. Но вдруг ХХ столетие показало совсем другое лицо homo sapiens. Томас Манн был одним из тех писателей, кто предостерегал и предупреждал о катастрофе.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

Беседа.

•          Какие события легли в основу новеллы «Марио и волшебник»?

•          Дайте определение и назовите основные признаки новеллы.

•          Что такое лейтмотив?

ІІІ. Объявление темы, цели урока; комментарий эпиграфа.

•          Какое композиционное построение новеллы? (Композиция отвечает

 законам новеллы — очень четкая. В то же время трем условным частям новеллы отвечают пять сюжетных элементов. Но третья часть произведения (сеанс Чиполлы) имеет вместе с тем свои сюжетные элементы: экспозицию, завязки, развитие действия, кульминацию и развязку).

Композиция новеллы Т. Манна «Марио и волшебник».

І часть.

Курорт Торре ди Венере.

Экспозиция Знакомство с курортным городком.

Завязка Передача психологически напряженного действия.

Развитие действия.

Обострение конфликта с представителями семьи.

Кульминация.

Демонстрация гипнотизером Чиполлой своих стремлений.

Развязка. Индивидуалистический протест против обесценения чувств.

IV. Работа над исследованием текста новеллы (углубление в текст).

Какими чувствами проникнуты первые строки новеллы? (Первые строки создают тревожную атмосферу и настраивают читателя на трагическую развязку событий. Ключевыми словами этого эпизода являются: «гнетущее чувство», «злость, раздражение», «страшным», «фатально», «зловещий дух» и др. Они звучат диссонансом к тому, что речь идет об отдыхе на итальянском курорте).

Почему Т. Манн в первом абзаце рассказывает все содержание новеллы?  Нарушает ли это законы новеллистики? С какой целью он это делает? (Конец новеллы должен быть неожиданным. Новаторство Т. Манна в этом случае заключается в том, что он не скрывает сразу конца, создавая атмосферу тревоги и сосредоточивая все внимание на содержании, раздумьях; тем самым акцентируя их невероятную актуальность и неотложность их выяснения).

Каким автор изображает курорт Торре ди Венере? Что означает название?

Какое символическое значение детали, что «между прочим, давно уже и следа не осталось от той башни, которая дала ему название»? («Идиллический уголок», «хранилище для тех, кто любит уединение» превратился в «ярмарку светской суеты»; Башня Венеры разрушена унынием богов, смертью богов, что наталкивает на мысль: «Кому молятся сегодня эти люди?»).

Какой художественный прием использует автор при изображении изменения курорта и собственных надежд на отдых и реалий, которые встретили рассказчика? (Антитезой являются обрисованные изменения, которые произошли на курорте: «идиллический уголок» — «ярмарка светской суеты», скрытая антитеза и в описании надежды на спокойный тихий отдых в идиллическом тихом месте и разочарованием и раздражением от гама, суеты на преобразованного на отделение большого соседнего курорта уютного места).

Перечитайте описание курорта Торре в июле и августе. Какая звуковая, цветная картина возникает перед читателем?

В какой художественной манере описан морской пляж? Какие чувства он вызывает? (Автор создает картину суеты и гама в основном на звуковом уровне: «кишат купальники, которые галдят, ссорятся...», «осипшие голоса матерей», «звонкие детские имена», «хриплые, по южному протяжные голоса» торговцев. Все это скорее вызывает усталость и раздражение, как у рассказчика, так и у читателя. Ко всему же прибавляет гнетущее настроение упоминание о солнце, которое «немилосердно опаляет затылки». Описание создано мазками, намеками, а читатель в своем воображении воссоздает цельную картину безликой и суетной жизни. Такая манера письма является импрессионистической, когда описание осуществляется мазками основных цветов, а зритель «собирает» их определенный пейзаж с оттенками и линиями. (Целесообразно сравнить с картинами импрессионистов, например, А. Сислея «Берег реки в Сен-Мамме», и О. Ренуара «Ла Гренуйер»).

Почему автор делает замечание, что август неблагоприятный для отдыха чужеземцев? Или это связано лишь с большим количеством отдыхающих? (Главная причина кроется, по словам автора, не в том, что большое количество местных и приезжих, а в особом отношении к «чужеземцам», «…в августе чужеземец чувствует себя изолированным, будто гостем низшего сорта среди флорентийского и римского общества»).

Как этот вывод подтверждают дальнейшие события? (Пересказ и анализ эпизода об отказе в Гранде-отеле пересадить семью рассказчика за столики с фонариками, которые понравились детям, мотивируя это тем, что «те уютные места держат для наших клиентов»).

Почему, по вашему мнению, рассказчик не выясняет, кого называют «своими», и не настаивает на своем? Как это характеризует рассказчика? (Рассказчик человек воспитанный, интеллигентный, старается избегать конфликтов, не думать о плохом, часто берет вину на себя, объясняя ситуацию своим настроением).

Какие были внешние и более глубокие скрытые причины переезда семьи рассказчика из Гранда-отеля в пансионат «Элеонора»? (Остатки коклюша у девочки были лишь поводом для отселения от римской аристократки, это подтверждает и вывод врача, о котором упоминает автор. На самом деле же это была «стычка с низостью, наивным злоупотреблением властью, несправедливостью, жалким подхалимством».

Перечислите чувства, которые переполняют рассказчика. Как они характеризуют его? (Рассказчика переполняют чувства неприятности, негодования, задавленности. Он сначала ищет причину неприятностей в своей нервозности, долго не может их забыть, приходит в раздражение, «напрасно сушит себе голову вещами, которые случаются всегда, на каждом шагу». Постепенно вынужден признать, что все эти неприятности неслучайные, что они являются результатом болезни итальянской нации. Рассказчик человек творческий, думающий, но в этой ситуации страдает от своих добродетелей, так как добродетели определяются происхождением, принадлежностью к определенному народу).

Какой была жизнь в пансионате «Элеонора» после напыщенного Гранда-отеля?

Кто была его хозяйка? Как культ актрисы Дузе, что властвовал в пансионате сеньоры Анджольери, связан с общей атмосферой курортного городка? (Поклонение актрисе Дузе является тоже поиском кумира, бога на земле. Это не захватывает нашего героя, но он терпимо относится к культовому поклонению хозяйки. Эта деталь усиливает мысль, что с итальянской нацией происходит что-то нехорошее. Позднее рассказчик прямо скажет, что «эти люди...пережили нервное сотрясение, что-то похожее на болезнь, досадную, но, наверное, неминуемую»).

Какое идейное и композиционное значение описания невероятной жары после якобы решения всех конфликтов? Объясните упоминание о том, что здесь «расцвела культура человечества»? (Композиционно это описание является эмоциональной завязкой, оно заставляет снова насторожиться читателя, который успокоился после устранения неприятностей. Автор напоминает, что конфликт не решен, он впереди, и масштабы его такие большие, как «нависающая пустота неба», что давит. Образы солнца и жары угрожающие: «жара была страшная, будто в Африке», «солнце начинает так немилосердно печь», «несколько шагов» — подвиг, «погода одурманивает». Упоминание о солнце Гомера и напоминание о том, что здесь расцвела культура человечества заставляет задуматься о том, что прошлое не гарантирует, не оберегает, а скорее является невероятным испытанием сохранять высокое духовное развитие).

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: