«Трагедии веры» цикл пьес Роллана

  

В этот цикл входят пьесы «Снятой Людовику (1897), «Аэрт» (1898), «Настанет время». Эти драмы во многом отличаются друг от друга, но их связывает желание автора создать героев, непохожих на буржуазных обывателей. В дневниках 90-х годов Роллан не раз писал о своем отвращении к измельчавшей личности, к мещанам. Ему ненавистны были их «размякшая воля, вялые души, нравственное бессилие». Он мечтал противопоставить им героев-революционеров и борцов, таких, как Мадзини или Бетховен. В «Трагедиях веры» Роллан и стремился показать необычных людей «высокого накала», одержимых безграничной верой в свои идеалы. В драме «Святой Людовик» таков идеализированный король Людовик - человек долга.

Действие драмы отнесено к эпохе крестовых походов, но в ней нет реалистического воспроизведения средневековья. Не интересуется автор и религиозной миссией крестоносцев. Цель его - противопоставить Людовика и его сторонников, идущих на подвиг (королева Маргарита, граф до Брев, кузнец Квентин, его дочь Беранжера и др.), людям низменным, корыстолюбивым, опустошенным. Среди них своим хищническим индивидуализмом, аморальностью выделяется барон Салисбёри. Герои, которым сочувствует драматург, гибнут, но их гибель не бесплодна.

В 90-е годы во Франции, как и в других европейских странах, широко развернулось движение за возрождение и демократизацию театра. Прогрессивные театральные деятели объединились вокруг журнала «Обозрение драматического искусства», пропагандировавшего идею народных театров. Несколько таких народных театров было создано во Франции. Руководители их большей частью ограничивались просветительскими целями, боялись проникновения политики в театр для народа. Роллан занимал по сравнению с ними наиболее радикальные позиции. Он считал, что искусство не должно изолироваться от политики и от современных социальных вопросов. Разработка им теоретических проблем народного театра, а также создание на основе этого Драм «Театра революции» были новаторским и глубоко прогрессивным явлением.

К идее создания театра для народа Роллан Отнесен с исключительной серьезностью. Он видит в театре «боевое оружие масс», которое призвано «возродить революционные традиции французской нации». Народу необходим театр героического действия, возвышенных характеров. Театр необходимо сблизить с жизнью, ибо уход от действительности - смерть для искусства. Обращаясь к истории, драматург обязан выбирать наиболее значительные события, участником которых является народ. Но история должна перекликаться с современностью, важна актуальность драматургии, умение ее затронуть животрепещущие вопросы.

В поисках репертуара для народного театра Роллан просматривает драматическое наследие прошлого. Он высоко оценивает драмы античности, Шекспира, Мольера. Ближайшими предшественниками считает просветителей и создателей театра эпохи революции. Иногда он неправильно определяет значение того или иного писателя-классика, недооценивает эстетические способности народа. Так, по мнению Роллана, даже величайшие художники прошлого - Софокл, Шекспир, Лопе де Вега, Кальдерон, «отделенные от современности веками, не могут быть полиостью поняты народом».

В жанровом отношении Роллан считает наиболее приемлемым монументальное искусство: историческую эпопею, социальную драму. Образцом для народного искусства он назвал античный театр, исторические хроники Шекспира и Шиллера. «Действие широкого размаха, фигуры сильно очерченные, элементарные страсти с простым и мощным ритмом; не станковая живопись, а фрески, не камерная музыка, а симфония». Таким образом, в период засилия декаданса Роллан решительно встал на защиту реалистического и героического искусства.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: