Трагическая судьба Земфиры в поэме «Цыгане»

  

В поэме «Цыганы» намечается переход Пушкина к реализму. Характеристика героев становится более полнокровной, более дифференцированной, связанной с общественной средой. Идея различия культур и их противоречивости, воплощенная в «Бахчисарайском фонтане», проводится и в «Цыганах», но в более углубленной форме. Описанием местных нравов Пушкин мог быть доволен в большей степени, чем в «Кавказском пленнике». Изображение цыганских нравов, этнографические детали в «Цыганах», в отличие от «Кавказского пленника», даются в тесной связи с развитием сюжета и как бы объясняют поступки и взгляды персонажей.  Поэму заключают строки:

  • И счастья нот и между вами,
  • Природы бедные сыны!..
  • И под изодранными шатрами
  • Живут мучительные сны.
  • И ваши сени кочевые
  • В пустынях не спаслись от бед,
  • И всюду страсти роковые,
  • И от судеб защиты нет.

Здесь от романтической отвлеченности в изображении страстей Пушкин переходит И реалистическому их объяснению. Наряду с лирической Фразеологией и стилистикой романтической поэмы в «Цыганах» встречаются и такие стилистические элементы, Главным образом при изображении цыганского быта, которые потом разовьются в стилистику реализма:

  • Между колесами телег,
  • Полузавешашгых коврами,
  • Горит огонь; семья кругом
  • Готовит ужин; в чистом иоле
  • Пасутся кони; за шатром
  • Ручной медведь лежит на воле.

В страстной песне Земфиры больше национального колорита, чем в песне черкешенки. Более разработан сюжет, и меньшую роль играет лирическая стихия в поэме. В «Цыганах» мы находим и крепкий повествовательный слог, развитию которого в русской литературе того времени Пушкин придавал важное значение, и усиление драматического диалога как средства объективного художественного изображения жизни.

«Цыганы» с восторгом были приняты литературными друзьями поэта и читателем. Рылеев писал автору поэмы: Рылеев обнимает Пушкина и поздравляет с «Цыганами». Они совершенно оправдали паше мнение о твоем таланте. Ты идешь шагами великана и радуешь истинно русские сердца». Декабристы были рады вольнолюбивому пафосу поэмы, защите идеи свободы. Однако им ие нравилось некоторое снижение романтического героя. «...Характер Алеко несколько унижен. Зачем водит он медведя и сбирает мольную дань?» - замечает Рылеев в письме к Пушкину от 25 марта 1825. Поэма «Цыганы» была последним произведением Пушкина в романтическом духе и означала полное преодоление им романтического понимания жизни. Однако сильные стороны прогрессивного романтизма - протестующее отношение к отрицательным явлениям действительности, порывы к будущему, принцип свободы творчества, психологизм, лирический пафос - органически пошли в реализм Пушкина.

Большие исторические события конца XV в. заставляли передовых мыслящих русских людей все чаще задумываться над теми острыми общественными коллизиями, свидетелями которых они явились. К наиболее глубоким для того времени выводам из бурных исторических событий своей эпохи пришел в середине 20-х годов Пушкин.

Поэту стало ясно, что огромной силой исторического процесса являются народные массы, что вопрос о серьезных политических изменениях в жизни народов не может решаться без уяснения реальной обстановки этой жизни, ее национально-исторических особенностей и закономерностей. Пушкин приходит к выводу, что «одна только история народа может объяснить истинные требования оного» что, стало быть, решение общественно-политических вопросов нужно искать в самой объективной действительности, в законах ее исторического развития. Внимание поэта привлекают эпохи переворотов, периоды исторических кризисов.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: