Школьные сочинения по украинской литературе > Литературное наследие Г. С. Сковороды и А. Я. Мирного > Трагический и героический пафос казацких песен «Ой на горе жнецы жнут», «Стоит явор над водой», «Гул, гул по дубраве»


     
  • Трагический и героический пафос казацких песен «Ой на горе жнецы жнут», «Стоит явор над водой», «Гул, гул по дубраве»

    Цель: ознакомить школьников с особенностями казацких песен, выяснить их трагический и героический пафос; проанализировать программные песни о казачестве; развивать умение грамотно, последовательно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдения, отстаивать их, приводя убедительные доказательства и обоснования, рационально использовать учебное время; формировать кругозор школьников; воспитывать чувство уважения к народной песне, историческому прошлому нашей страны; положительные черты характера, любознательность; прививать интерес к следствиям собственной работы.

    Тип урока: усвоение новых знаний.

    Оборудование: библиотечка произведений о казачестве, портретная галерея гетманов Украины, «Запорожский марш» Н. Лысенко (музыкальное произведение) дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация опорных знаний в форме беседы с вопросами.

    • Почему песня - вид украинской культуры?

    • Какие социально-бытовые песни вам известны?

    • Чем отличаются социально-бытовые песни от календарно-обрядовых?

    • Почему народ сочинял песни о казаках, их предводителях?

    • Каким вы представляете современного казака? Как он изображен в художественных произведениях?

    • Какие произведения о жизни и борьбе украинского казачества вам известны? Чем они поражают читателя?

    III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

    IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

    • Из всех видов украинской культуры песня завоевала наибольшую популярность
    • у народов мира и является самым весомым взносом нашей нации в международную духовную казну, что единодушно утвердила зарубежная общественность...
    • Григорий Скука.
    • Куда казака судьба не закинет,- все будет казак.
    • Народная мудрость.

    2. Анализ программных казацких песен.

    2.1. «Ой на горе и жнецы жнут».

    2.1.1. Выразительное чтение песни.

    2.1.2. Тема: изображение военного похода казаков.

    2.1.3. Идея: прославление мужества, отваги Дорошенко, Сагайдачного, казацкого войска.

    2.1.4. Основная мысль: личные интересы должны всегда уступать общественным (Сагайдачный и его жена).

    2.1.5. Жанр: казацкая песня.

    2.1.6. Обработка содержания произведения в форме беседы с вопросами:

    • Каким вы представляете казака, читая это произведение?

    • Что вам известно о мужестве, героизме, изобретательности этих людей?

    • Докажите, что «Ой на горе и жнецы жнут» - это казацкая песня.

    • Куда, на ваш взгляд, шли казаки? Что об этом свидетельствует?

    • Чем объяснить то, что Сагайдачный находился позади войска?

    • Почему для Сагайдачного в походе важнее иметь табак и колыбель, чем жену?

    • Для чего в песне больше внимания отводится казакам, а не жнецам?

    • Кем были Сагайдачный и Дорошенко для казачества? Что вы можете о них рассказать?

    2.1.7. Художественные особенности произведения.

    Повторы:

    «Гей, долиной,

    Гей, широкой»

    «...Жнецы жнут»,

    «Гей..»,

    «Под ними...»,

    «...Неосмотрительный!»

    Риторические оклики:

    «Ведет свое войско,

    Ведет запорожское хорошенько!»

    «...Неосмотрительный!»

    «Не сокрушайся!»

    «Под ним кониченько»

    Под ним вороненький,

    Сильное-Сильный!»

    Эпитеты: «зеленая гора»; Обращение:

    «Гей, возвратись, Сагайдачный»,

    «Гей, кто в лесу, отозовись».

    2.2. «Стоит явор над водой».

    2.2.1. Выразительное чтение поэзии.

    2.2.2. Тема: воспроизведение печали казака по Украине родной накануне отъезда его в Московщину.

    2.2.3. Идея: сочувственное отношение к молодому казаку, который погиб на Московщине.

    2.2.4. Основная мысль: народ всегда будет помнить тех, кто погиб ради счастья, благосостояния, мира на родной земле.

    2.2.5. Жанр: казацкая песня с трагической концовкой.

    2.2.6. Композиция.

    Поэзия состоит из семи строф по четыре строки.

    Произведение условно делится на две части: страдание молодого казака накануне отъезда в Московщину и его гибель в борьбе за свою милую Украину.

    2.2.7. Обсуждение содержания песни с вопросами:

    • Что вам известно о яворе как дереве?

    • Почему явор сравнивается с молодым казаком?

    • Над чем сокрушается казак? Какие времена изображены в произведении?

    • С помощью каких слов описан казак?

    • С чем, на ваш взгляд, связано то, что казак поехал в Московщину?

    • Можно ли казака считать предателем?

    • Что символизирует калина? Для чего казак просит посадить это растение у себя на могиле?

    • Для чего народ сочинил эту песню?

    • К какому виду песен принадлежит данное произведение? Почему?

    2.2.8. Художественные особенности поэзии.

    • Метафоры: «Стоит явор», «явор... в воду наклонился», «вода корни моет», «...сердечко ноет»;

    • Обращение:

    «Не клонись, явор...», «Не сокрушайся, казак...».

    • Риторические оклики:

    «Не клонись, явор, Еще ты зелененький!» «Не сокрушайся, казак, Еще ты молоденький!». «Не рад казак сокрушаться - Так сердечко ноет!». «Будут мне приносить от родины вести!».

    • Уменьшительно-ласкательные формы слов: «яворочек», «зелененький», «казаченька», «молоденький», «сердечко», «вороненький» и т.п.

    2.3. «Гул, гул по дубраве».

    2.3.1. Выразительное чтение произведения.

    2.3.2. Тема: изображение времен, когда украинский народ защищал родную землю от турецко-татарских захватчиков.

    2.3.3. Идея: прославление казацкого мужества, целеустремленности, отваги.

    2.3.4. Основная мысль: каждая мать, провожая своего сына в поход на войну, волновалась за его дальнейшую судьбу; только смелый, решительный, находчивый человек способен противостоять любому врагу.

    2.3.5. Композиция.

    Песня - это диалог между матерью и сыном. Произведение условно состоит из двух частей. Сначала мать выгоняет сына из дома, чтобы тот шел на войну, а потом зовет его домой.

    2.3.6. Жанр: казацкая песня с героическим пафосом.

    2.3.7. Обсуждение содержания песни с вопросами:

    • Почему, по вашему мнению, поднялся гул по дубраве?

    • Чем объяснить поведение матери: сначала она выгоняет сына из дома в военный поход, а потом его «зовет»?

    • Какие отношения сложились у казака с врагом? О чем это свидетельствует?

    • Из-за чего сын отказывается вернуться домой?

    • Расскажите, что вам известно о мужестве и отваге казаков?

    Микрофон: Как, на ваш взгляд, мог закончиться поход казака? Выскажите свои предположения.

    2.3.8. Художественные особенности песни.

    • Риторические оклики:

    «Меня конями наделяют!» «Пусть тебя орда возьмет!» «Пусть тебя турки возьмут!» «Серебром, золотом наделяет!» «Тогда брат твой из войска придет!».

    • Риторические вопросы: «Когда, брат, из войска придешь?».

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Трагический и героический пафос казацких песен «Ой на горе жнецы жнут», «Стоит явор над водой», «Гул, гул по дубраве», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.