Трагический и героический пафос казацких песен «Ой на горе жнецы жнут», «Стоит явор над водой», «Гул, гул по дубраве»

  

Цель: ознакомить школьников с особенностями казацких песен, выяснить их трагический и героический пафос; проанализировать программные песни о казачестве; развивать умение грамотно, последовательно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдения, отстаивать их, приводя убедительные доказательства и обоснования, рационально использовать учебное время; формировать кругозор школьников; воспитывать чувство уважения к народной песне, историческому прошлому нашей страны; положительные черты характера, любознательность; прививать интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: библиотечка произведений о казачестве, портретная галерея гетманов Украины, «Запорожский марш» Н. Лысенко (музыкальное произведение) дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний в форме беседы с вопросами.

• Почему песня - вид украинской культуры?

• Какие социально-бытовые песни вам известны?

• Чем отличаются социально-бытовые песни от календарно-обрядовых?

• Почему народ сочинял песни о казаках, их предводителях?

• Каким вы представляете современного казака? Как он изображен в художественных произведениях?

• Какие произведения о жизни и борьбе украинского казачества вам известны? Чем они поражают читателя?

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

  • Из всех видов украинской культуры песня завоевала наибольшую популярность
  • у народов мира и является самым весомым взносом нашей нации в международную духовную казну, что единодушно утвердила зарубежная общественность...
  • Григорий Скука.
  • Куда казака судьба не закинет,- все будет казак.
  • Народная мудрость.

2. Анализ программных казацких песен.

2.1. «Ой на горе и жнецы жнут».

2.1.1. Выразительное чтение песни.

2.1.2. Тема: изображение военного похода казаков.

2.1.3. Идея: прославление мужества, отваги Дорошенко, Сагайдачного, казацкого войска.

2.1.4. Основная мысль: личные интересы должны всегда уступать общественным (Сагайдачный и его жена).

2.1.5. Жанр: казацкая песня.

2.1.6. Обработка содержания произведения в форме беседы с вопросами:

• Каким вы представляете казака, читая это произведение?

• Что вам известно о мужестве, героизме, изобретательности этих людей?

• Докажите, что «Ой на горе и жнецы жнут» - это казацкая песня.

• Куда, на ваш взгляд, шли казаки? Что об этом свидетельствует?

• Чем объяснить то, что Сагайдачный находился позади войска?

• Почему для Сагайдачного в походе важнее иметь табак и колыбель, чем жену?

• Для чего в песне больше внимания отводится казакам, а не жнецам?

• Кем были Сагайдачный и Дорошенко для казачества? Что вы можете о них рассказать?

2.1.7. Художественные особенности произведения.

Повторы:

«Гей, долиной,

Гей, широкой»

«...Жнецы жнут»,

«Гей..»,

«Под ними...»,

«...Неосмотрительный!»

Риторические оклики:

«Ведет свое войско,

Ведет запорожское хорошенько!»

«...Неосмотрительный!»

«Не сокрушайся!»

«Под ним кониченько»

Под ним вороненький,

Сильное-Сильный!»

Эпитеты: «зеленая гора»; Обращение:

«Гей, возвратись, Сагайдачный»,

«Гей, кто в лесу, отозовись».

2.2. «Стоит явор над водой».

2.2.1. Выразительное чтение поэзии.

2.2.2. Тема: воспроизведение печали казака по Украине родной накануне отъезда его в Московщину.

2.2.3. Идея: сочувственное отношение к молодому казаку, который погиб на Московщине.

2.2.4. Основная мысль: народ всегда будет помнить тех, кто погиб ради счастья, благосостояния, мира на родной земле.

2.2.5. Жанр: казацкая песня с трагической концовкой.

2.2.6. Композиция.

Поэзия состоит из семи строф по четыре строки.

Произведение условно делится на две части: страдание молодого казака накануне отъезда в Московщину и его гибель в борьбе за свою милую Украину.

2.2.7. Обсуждение содержания песни с вопросами:

• Что вам известно о яворе как дереве?

• Почему явор сравнивается с молодым казаком?

• Над чем сокрушается казак? Какие времена изображены в произведении?

• С помощью каких слов описан казак?

• С чем, на ваш взгляд, связано то, что казак поехал в Московщину?

• Можно ли казака считать предателем?

• Что символизирует калина? Для чего казак просит посадить это растение у себя на могиле?

• Для чего народ сочинил эту песню?

• К какому виду песен принадлежит данное произведение? Почему?

2.2.8. Художественные особенности поэзии.

• Метафоры: «Стоит явор», «явор... в воду наклонился», «вода корни моет», «...сердечко ноет»;

• Обращение:

«Не клонись, явор...», «Не сокрушайся, казак...».

• Риторические оклики:

«Не клонись, явор, Еще ты зелененький!» «Не сокрушайся, казак, Еще ты молоденький!». «Не рад казак сокрушаться - Так сердечко ноет!». «Будут мне приносить от родины вести!».

• Уменьшительно-ласкательные формы слов: «яворочек», «зелененький», «казаченька», «молоденький», «сердечко», «вороненький» и т.п.

2.3. «Гул, гул по дубраве».

2.3.1. Выразительное чтение произведения.

2.3.2. Тема: изображение времен, когда украинский народ защищал родную землю от турецко-татарских захватчиков.

2.3.3. Идея: прославление казацкого мужества, целеустремленности, отваги.

2.3.4. Основная мысль: каждая мать, провожая своего сына в поход на войну, волновалась за его дальнейшую судьбу; только смелый, решительный, находчивый человек способен противостоять любому врагу.

2.3.5. Композиция.

Песня - это диалог между матерью и сыном. Произведение условно состоит из двух частей. Сначала мать выгоняет сына из дома, чтобы тот шел на войну, а потом зовет его домой.

2.3.6. Жанр: казацкая песня с героическим пафосом.

2.3.7. Обсуждение содержания песни с вопросами:

• Почему, по вашему мнению, поднялся гул по дубраве?

• Чем объяснить поведение матери: сначала она выгоняет сына из дома в военный поход, а потом его «зовет»?

• Какие отношения сложились у казака с врагом? О чем это свидетельствует?

• Из-за чего сын отказывается вернуться домой?

• Расскажите, что вам известно о мужестве и отваге казаков?

Микрофон: Как, на ваш взгляд, мог закончиться поход казака? Выскажите свои предположения.

2.3.8. Художественные особенности песни.

• Риторические оклики:

«Меня конями наделяют!» «Пусть тебя орда возьмет!» «Пусть тебя турки возьмут!» «Серебром, золотом наделяет!» «Тогда брат твой из войска придет!».

• Риторические вопросы: «Когда, брат, из войска придешь?».

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: