Трагичность судьбы Эсмеральды

  

Цель:   совершенствуя навыки анализа образа героя художественного произведения, формировать у учеников понимание причин трагической судьбы Эсмеральды; развивать навыки работы с художественным текстом: находить и комментировать цитаты, которые характеризуют героиню, использовать средства логики речи; отрабатывать навыки сценического мастерства; воспитывать культуру эмоциональной сферы личности учеников, понимание любви как высочайшей духовной ценности.

Тип урока: урок углубленной работы над текстом (по М. И. Кудряшову).

Методы:   беседа, устное словесное рисование, выразительное чтение.

Оборудование: демонстрационный материал на слайдах мультимедийной презентации: репродукция гравюры французского художника ХІХ столетия к роману В. Гюго; видео-фрагменты киноленты «Собор Парижской Богоматери» (реж. Жак Деланнуа, 1956 г.); таблицы с цитатной характеристикой Эсмеральды, составленные учениками дома.

Ход урока.

І. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа по смыслу эпизодов романа, в которых изображается Эсмеральда.

Учитель выразительно читает эпизод, в котором описывается пребывание Эсмеральды в подземелье (демонстрируется слайд мультимедийной презентации).

«В крепости Сент-Антуан, в парижском Дворце правосудия, в Лувре эти подземелья были тюрьмами. Их этажи, углубляясь в землю, становились все более тесными и темными. Это были зоны, в которых ужас, по мере углубления в них, набирает все более густой оттенок».

•          Какое впечатление производит на вас эта картина? Почему?

•          Кого посадили в этот каменный мешок?

•          Прочитайте выразительно из отобранных вами дома эпизодов те, в которых описывается красота Эсмеральды.

•          Какие ассоциации у вас вызывает образ девушки?

•          Объясните значение ее имени.

•          Как этот образ соотносится с образом тюрьмы, в которую попала героиня? Запишите в две колонки слова, которые бы могли передать это соотношение.

Учитель обобщает ответы детей. Итак, образ Эсмеральды контрастирует с ужасным образом средневекового подземелья. Тяжело постичь, почему такой чрезвычайно красивой девушке выпали на судьбу настолько тяжелые испытания. Ведь она - «луч солнца», «капля росы», «птичье пение», т.е. должен приносить счастье и радость. Вспомните, кому из героев принадлежат эти слова.

Предлагаю вам взять их эпиграфом к уроку:

«Вы - луч солнца, вы - капля росы, вы - птичье пение».

ІІ. Определение цели и задач деятельности учеников на уроке.

1.         Создание проблемной ситуации.

•          Почему же такой трагической оказалась судьба Эсмеральды?

2.         Определение задач урока.

1.         Проанализировать образ Эсмеральды, сопоставляя его с другими образами произведения.

2.         Проявить, в чем причины трагедии девушки.

3.         Определить главную мысль романа В. Гюго.

ІІІ. Работа по теме урока

1. Опрашивание по домашней задаче.

Домашняя задача выполнялась учениками в форме таблицы «Цитатная характеристика героини» (см. дополнение), в которую ученики записывали цитаты, отбирая их по таким параметрам: имя героини, его этимология, внешний вид, языковая характеристика, страсти, отношения с разными героями, черты характера, жизненные идеалы, отношения автора к героине.

Методика проведения: ученики отвечают на вопрос, используя отобранные и занесенные в таблицу цитаты.

Возможные вопросы.

•          Прочитайте эпизод, в котором мы впервые встречаемся с Эсмеральдой.

•          Нарисуйте устный словесный портрет девушки.

•          Посмотрите отрывок из известной уже вам киноленты «Собор Парижской Богоматери» реж. Жака Деланнуа, где роль Эсмеральды выполняет известная актриса Джина Лоллобриджида (слайд мультимедийной презентации).

•          Сопоставьте ваше представление о Эсмеральде с тем образом, который создала актриса.

•          Как ею расставлены акценты в выполнении роли?

•          Обратите внимание на костюм героини. Насколько, на ваш взгляд, костюм, созданный художником, отвечает образу Эсмеральды?

•          Объясните возможность такой интерпретации образа девушки авторами киноленты.

•          Какое впечатление на окружающих производило появление девушки?

•          Кем она была по происхождению?

•          Как в средневековье относились к цыганам?

•          А как относятся к Эсмеральде окружающие? Почему? Учитель обобщает ответы детей. Итак, героиня производит впечатление неповторимого, странного создания. Своей экзотичностью она резко выделяется среди толпы. Но люди воспринимают ее неоднозначно. Значительная часть горожан опасается девушки, поскольку под влиянием предрассудков считает цыганок ведьмами. Юные богачки пренебрегают ее. Тем не менее, Эсмеральда является любимицей своего цыганского племени, а также простонародья.

•          Говорят, «глаза - зеркало души», и не менее красноречиво характеризует человека его слова.

•          Дайте девушке языковую характеристику.

•          Справедливое ли унизительное отношение Флер-де-Лес к словам Эсмеральды? Вспомните ее пренебрежительное: «Она говорит на языке этого лица».

Учитель обобщает ответы детей. Итак, даже речь героини, необыкновенная для девушки-цыганки, подчеркивает ее нетрадиционность, непохожесть на других. Необыкновенное, загадочное и ее происхождение - ведь она не настоящая цыганка, а похищенная табором еще маленькой девочкой.

•          Вспомните эпизод, в котором Эсмеральда подает Квазимодо воды во время истязания (демонстрация фрагмента киноленты «Собор Парижской Богоматери» реж. Жака Деланнуа, 1956 г. на слайде мультимедийной презентации). Как здесь проявляется ее необычность?

•          Что в жизни превыше всего ценила девушка?

•          Как Эсмеральда понимает любовь?

•          Прочитайте отрывки произведения, где автор высказывает свое отношение к героине. Прокомментируйте их.

Учитель обобщает ответы учеников. Итак, Эсмеральда - настоящее дитя природы. Она прекрасная и свободная, как природа, и живет по законам сердца. Девушка может за порывом сердца нарушить общественные табу: так, она проявила незаурядную смелость и помогла Квазимодо. Толпа была в восхищении от такого поступка. Ценнейшей в жизни Эсмеральда считает любовь. Ее идеал похож на героя рыцарских романов - настоящий воин, сильный, красивый человек. В. Гюго, характеризуя героиню, называет ее «чистым, хрупким созданием», «бедной девушкой», противопоставляя жестокой и грубой толпе. Изображение Эсмеральды построено на контрасте, характерном для романтической концепции действительности:

Дитя природы - толпа.

2. Инсценировки эпизодов романа, подготовленных во время выполнения домашней задачи.

•          Эсмеральду любили трое мужчин. Давайте вспомним, как развивались их отношения с девушкой.

Ученики выполняют инсценировки отдельных эпизодов произведения, которые дают возможность вспомнить школьникам об отношении Квазимодо, Клода Фролло, Феба де Шатопера к Эмеральде После инсценировок проводится их анализ в форме беседы:

•          Насколько исполнителям удалось передать характер чувств героев?

•          Как известно, преданным девушке оказался Квазимодо.

•          Можно ли считать их родственными душами? Почему?

•          Смогла бы она полюбить звонаря? Почему?

•          Внешняя уродливость Квазимодо, внутренняя - Клода Фролло - вызывают у девушки отвращение, страх. Однако среди тех, кто восхищен Эсмеральдой, есть мужчина, внешность которого и внутренние черты вызывают симпатии. Как вы считаете, кто это?

•          Почему же Поль Гренгуар не привлекает девушку?

•          Как же девушка понимает силу и красоту?

•          Почему же Эсмеральда все-таки выбирает Феба?

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: