Трагизм творчества Волнового

  

Украинское Возрождение 20- 30-х  годов призвало в литературу много новых талантов, свежих идей и оригинальных мировоззрений. Среди ярких литературных звезд - Николай Волновой. По выражению его современника В. Ковша, «сам волнуется и нас всех волнует, пьянит и беспокоит, бесит, обессиливает и пленит...». Г. Волновой искренне поверил в коммунистические идеи, отстаивал их пером и оружием, нося дорогами «революции» и думая о «коммуне». Он поставил перед собой цель пропеть песню песен, прославить маленьких « муравьев революции», которые хотят «осушить болото». Писатель даже соглашался, что для этого можно пойти на некоторые жертвы. Но они оказались весьма большими. Г. Волновой, анализируя свои впечатления от поездки на Полтавщину, наблюдая за изменениями, которые происходили с его товарищами по партии, узнавая о новых и новых арестах своих коллег, пришел к заключению, которое тоталитарной системе равнодушная судьба людей, и она может пожертвовать миллионами ради мифического «светлого будущего».

Каким бы отданным коммунаром не был М. Волновой, в своих произведениях он старался отобразить действительность объективно. В новелле «Я (Романтика)» - страшное предусмотрение - сын-чекист ради верности революционной идее убивает собственную мать, как и сотни других людей, за инакомыслие. Он сам ощущает груз ответственности - на его совести не шесть утерянных невинных душ, а «шесть миллионов».

Безмерная трагедия и самого М. Волнового, и его героев. Писатель разочаровался в светлых идеалах, ощутил, что его народ ждет страшное бедствие, и покончил жизнь самоубийством. А «черный трибунал» решительно отсекает «слабодушие», сомнения и идет исполнять свои обязанности перед революцией» - расстреливает собственную мать, как и других непокорных граждан. Андрюша, один из членов трибунала, не понимает, «зачем эта бессмысленная зверская жестокость». Главковерх же знает: «Воистину: это была действительность, как стая голодных волков. Но это была и единая дорога к загорным озерам неизвестной прекрасной коммуны». Итак, цель для него оправдывает любые средства. Это урод, зверь, а не строитель светлого будущего, и душа его мертвая, страшная, так как сияет смерть вокруг.

Мы не можем осуждать писателя за такой его выбор, за то, что, даже умирая, он оставался верным своим коммунистическим убеждением. Но должны сделать вывод, который, по выражению Леся Курбаса, «нет в мире таких идей, за которые можно было бы заплатить человеческим жизням - чужим или собственным». «Огонь фанатизма» - это большая разрушительная сила и в физическому, и в моральном понимании. А разрушая, счастье человеческого не построишь.

 

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: