Творческая работа по рассказу Франца Кафки «Перевоплощение»

  

Цель: помочь ученикам глубже осознать идеи и проблемы, художественные особенности произведения Ф. Кафки; развивать навыки связной письменной речи учеников; совершенствовать навыки анализа художественного произведения, художественных образов, художественных особенностей, умение высказывать собственные мысли и аргументировать их, проводить аналогии с собственными наблюдениями, современной жизнью; воспитывать чувство гуманизма, доброты, справедливости.

Оборудование: портрет писателя, издание произведения, иллюстрации автора к нему.

Тип урока: развитие связной речи.

Ход урока

I.             Объявление темы, цели урока, мотивация учебной деятельности учеников

II.            Актуализация опорных знаний

Определение черт индивидуального стиля Ф. Кафки.

(Для стиля Ф. Кафки характерным является объединение реальности и мифотворчества,; подчеркивание будничного, представление безэмоционального описания фантастических событий; гротесковое воспроизведение трагизма бытия «маленького человека»).

III.           Развитие связной речи.

1.             Комментарий учителя к написанию письменных работ

Предлагаемые темы

•              «Трагедия «маленького человека» в современном мире»;

•              «Мой мир и мир Кафки»;

•              «Грегор Замза — человек или насекомое?»;

•              «Что знаешь ты о моей боли и что я знаю о твоей» (Ф. Кафка);

•              «Счастливый я был бы только тогда, когда бы смог привести мир к чистоте, правде, постоянству» (Ф. Кафка).

2.             Написание учениками творческой работы в форме произведения-размышления, эссе или диалога с писателем.

Трагедия «маленького человека» в современном мире.

Ориентировочный план

I. Незащищенность человека в современном мире.

II. Кто ощутит боль другого?

1.             История абсурдного преобразования Грегора Замзы - героя рассказа Ф. Кафки «Перевоплощение».

2.             Характер героя, его отношение к семье.

3.             Отношение родных к Грегору.

4.             Молчаливое самопожертвование.

III. Бездуховность, ослабление родственных связей, потеря способности к сопереживанию - причина трагедийного одиночества человека в современном обществе.

Образец сочинения «Грегор Замза – Человек или насекомое?».

Что знаешь ты о моей боли и что я знаю о твоей?

Ф. Кафка

Утро. Грегор Замза, герой рассказа Ф. Кафки «Перевоплощение», просыпается и не находит... себя. Он думает как всегда:  «необходимо не опоздать на работу». Но в кровати уже не человек, а большое странное насекомое, которое беспомощно теребит тоненькими ножками, стараясь встать. Что это? Ночной ужас? Психическое заболевание? Нет, это жестокая для героя и его родных реальность. Особая реальность Ф. Кафки.

Древние люди не могли объяснить многих естественных явлений, поворотов человеческой судьбы. Их фантазия создала мифы и сказки о богах и сверхъестественные существа, которые правят миром, руководят судьбами и действиями людей. За недостатки характера, плохие поступки героев иногда превращали в животных, деревья, птиц. И это для них было предупреждением, предостережением, наказанием.

Писатель создает свой миф, объединяя реальность и фантастику, чтобы показать образную картину современного автору мира, безжалостного и абсурдного, где ничего не подвергается логическому толкованию, где человек обречен на одиночество, чувствует себя мелким насекомым.

За что судьба наказывает Грегора Замзу? Он - обычный молодой человек. Заботливый сын и брат, работает, ощущая ответственность за судьбу родных. Мечтает о том, что семья станет зажиточной, сестра сможет учиться в консерватории. Ощущает некоторые странные изменения в себе, но еще не понимает, в чем дело. Ему тяжело повернуться на правую сторону, на которой он привык спать. Детали, которыми автор насыщает рассказ, только усиливают впечатление достоверности всего, что происходит. В конце концов, герой убедился, что превратился в насекомое, что это не сон, не мечтания, как казалось ему сначала. И, убедившись, пришел в ужас. Но не от самого факта перевоплощения. Пришел в ужас, что опоздал на поезд и теперь нет надежды быть на работе вовремя. Пришел в ужас, что в новом виде ему тяжело будет работать с клиентами и семья останется без средств. Пришел в ужас, когда услышал кроткий голос матери и свой комариный писк в ответ. Ему стало стыдно перед родными за перевоплощение.

Интересно, что Грегор никого из близких не зовет на помощь, хотя это было бы нормальной реакцией. Он почти сразу, без внутренней борьбы, воспринимает свое перевоплощение. И все свои усилия сосредоточивает на приспособлении к новому телу, к новым условиям жизни. Даже находит кое-что приятное в своем новом положении. Например, он выяснил, что может лазить по потолку, и даже полюбил подолгу там висеть. Его мучают стыд и безысходность, брезгливое отношение к нему дорогих ему людей, но он даже не ставит себе вопрос, почему с ним это произошло, за что его наказали перевоплощением. Возможно, так как раньше, еще в человеческом подобии, Грегор внутренне ощущал себя насекомым, которое ничего не может изменить в жизни? Возможно, так как в своей семье он был одинокий и его любили до тех пор, пока в нем была потребность? На эти вопросы автор не дает ответа. Но мы видим выразительно, что Грегор-Насекомое намного человечнее, более готов к самопожертвованию ради покоя близких, чем его родные люди.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: