Творчество Владислава Реймонта

  

Родился в многодетной семье сельского органиста. Детскими увлечениями Реймонта были книги и природа. Мир, навеянный чтениям книг, преисполненный ярких красок и неизвестных чувств, мир природы, который окружал родственный дом Реймонта, - все это обогащало душу подростка неповторимыми впечатлениями, формировало его воображение и мировоззрение. Рано началась трудовая жизнь Реймонта - портняжная мастерская, репортерское дело, актерское труппа, работа на железной дороге, первая публикация и - первый успех.

В начале 90-х гг. увидели мир его первые рассказы. Реймонт обратился к теме польского крестьянства, воссоздавая сельский быт и характеры. Страшные картины бедности и голода, дикость обычаев, жестокость во взаимоотношениях между близкими родственниками - ранним произведениям Реймонта присуща пасмурная палитра, тем не менее мастерство молодого прозаика поразило многих почитателей изящной словесности. Редчайшая наблюдательность, филигранность интонаций, тяготение к цветистости, живописной пластичности образов - все эти черты определяют своеобразность таланта Реймонта, а его пейзажи уже в ранних произведениях взыскивают значительное влияние на читателя.

Критики по-разному оценивали творчество Реймонта: подчеркивали «страшный» реализм его новелл, называли его ярким представителем натурализма, делали замечание заметному ореолу импрессионизма в его пейзажах, тем не менее были единодушными в восторженной оценке его неповторимо реймонтовского мастерства воспроизведения природы, самобытности его таланта. Рассказ Реймонта того периода вошли в сборники «Встреча», «Перед рассветом», «Из дневника» (1903). С ними тематически связанная созданная позднее, но признанная величайшей в крестьянском цикле Реймонта повесть «Справедливо». Юноша удирает из тюрьмы. Он попал туда как преступник, который отважился поднять руку на управляющего. Ян сделал это, стараясь защитить честь любимой девушки. Поэтому, как выкажется Яна, обещано вознаграждение. Гонимый ужасом, он бежит домой, инстинктивно надеясь на то, что его смогут защитить родные стены. Финал произведения трагический. Страшную месть обезумевших от горя крестьян не остановить. Они производят поджог дома Яна, и даже его мать выкрикивает: «Справедливо! Справедливо!», наблюдая за гибелью своего сына. Страх перед злостью ошалелой толпы, глухая боль души, мечты о неизведанном счастье в далеком крае - все это слилось в едином потоке страдания, мучительных раздумий о судьбе человека на родной земле. И лишь шепот колосьев, умытый росами-слезами, и старые деревья преграждают путь... Убежать от того, к чему привязан навеки, от родной земли - невозможно.

В 1894 г. внимание читателей привлекли подорожные очерки Реймонта «Прощание с Ясной Горой» («Pielgrzymka do Jasnej Gory»). В том же годуРеймонт отправился в Лондон, откуда присылал в Варшаву свои корреспонденции, а потом подался в Париж.

В 1896 г. вышел из печати первое большое произведение Реймонта - роман «Комедиантка» («Komedjantka»), а в 1897 г. его продолжение - роман «Ферменты» («Fermenty»). Оба произведений приобрели значительную огласку, затем Реймонт попал в когорту величайших польских литераторов своей эпохи. В этих романах писатель воссоздает жизнь провинциального театра, рассказывает о трагической судьбе Янки Орловской, о ее стремлении вырваться из болота филистерского существования, о крахе иллюзий и попытке самоубийства. Автор спасает свою героиню: ее мятежная душа, наконец, нашла покой в лоне семьи.

В 1899 г. Реймонт издал двухтомный роман «Обещанная земля», посвященный Лодзи второй половины XIX ст. - «польскому Манчестеру». В этом произведении писатель нарушил новую для себя тему капиталистического города, погруженный в мглу и дым, с его ужасным грохотом машин, грязью и дикостью, с его «всеобъемлющей борьбой за злотый». Город-Спрут поглощает здоровье и молодость, ум и мечты, свободу и силу, даря одним голод и истощения, а другим - миллионы. Реймонт воссоздал широкую панораму Лодзи, вскрывае тайны накопления огромных достатков, показал польских предпринимателей и хозяев обещанной земли. Автора пугает город-спрут, он стремится вырваться из этого ада туда, где лес «дышит запахом молодых березок», его властно зовет земля. У писателя возникает замысел создать эпопею о земле, о польском крестьянстве, о народе. Мировую славу получил роман «Крестьяне» («Chlopi», 1904-1909) - вершина творчества Реймонта, итог идейных и эстетичных поисков писателя. «Крестьяне» - самое лучшее в польской литературе произведение о селе - состоит из четырех частей: «Осень», «Зима» (1904), «Весна»(1906), «Лето» ( 1909). На широком социальном фоне в романе прослеживается история одной семьи - семьи кулака Мацея Борини.

«Крестьяне» - эпический шедевр. Будучи выдающимся мастером композиции, Реймонт вскрывает свой талант во всем его разнообразии: основную сюжетную линию сопровождают другие коллизии, создавая единую, целостную образную структуру, воссоздавая широкую панораму сельской жизни. Реймонт показал разнообразнейшиеслои польского крестьянства: безземельных и малоземельных владельцев, батраков и поденщиков, середняков и кулаков.

 Сложные сплетения человеческих судеб и характеров, динамичность рассказа, острота сюжетных линий создают единую, мощную тональность эпопеи, которая передает главное чувство во всей его полноте - любовь к земле. «Скрывая в себе неизвестные глубины, хаос дремотных мечтаний, огромная и неведомая, могущественная и беспомощная, равнодушная к желаниям и стремлениям, мертвая и бессмертная» земля была священной для Реймонта. Поражает картина последней ночи Борини накануне смерти: он идет полем и в исступлении засевает землю землей. В этой сцене сконцентрированная ведущая мысль романа: любовь к земле, любовь к работе - основа жизни, ее смысл и ручательство ее продолжения. Реймонт отдал свое сердце земли и людям, которые на ней работают. Человеку-Творцу посвящены вдохновенные страницы эпопеи. Суровая правда о селе с его конфликтами и трагедиями, с любовью и ненавистью также воспроизведенная в романе Реймонта. Борина не хочет наделить землей собственных детей. Затем его сын Антек едва не убил отца, а мать не разрешает взрослым сыновьям вступить в брак, опасаясь, что они будут требовать своей части земли. Прельстившись богатствами Борини, Доминикова отдает за него свою дочь-красавицу Ягну. «Владение землей» изменяет людей. Земля служит причиной конфликта их интересов.

 «Крестьяне» - не только самое лучшее произведение Реймонта, а и один из самых замечательных польских романов своей эпохи. Мастерски воссоздавая местный колорит, писатель широко использует народное творчество - легенды, загадки, поговорки и пословицы, ярко изображает народные обряды, детально описывает свадьбы, сельские ярмарки, народные танцы, одежды. Язык романа является чрезвычайно гибким и сочным. Проза Реймонта - мелодичная, нередко даже ритмизированная. Отдельные лирические фрагменты романа напоминают поэзию в прозе. В «Крестьянах» Реймонт остается непревзойденным мастером пейзажа. Природа в его романе неразрывно связана с человеком, с ее деятельностью. Природа, земля, работа, жизнь - вот главные составные части поэтического могущества таланта P., которому удалось опоэтизировать эти понятия.

Рядом новелл откликнулся писатель на событии 1905 г. Революция казалась ему варварством. Говорят, что Реймонт блуждал рабочими кварталами, стараясь постичь психологию тех, кто вышел на баррикады.

Новый роман «Мечтатель» («Marzyciel», 1910) тематически и за художественной манерой близкий к «Комедиантке» и «Ферментов». Герой произведения - кассир на маленькой железнодорожной станции - убегает в Париж, грезя о чрезвычайной любви и ощущая тоску по какой-то другой жизни. Тем не менее, его ждет разочарование.

События Первой мировой войны также привлекли внимание писателя. В сборнике рассказов «За фронтом»(«Za frontem», 1919) P. изображает страшную картину опустошения, которого испытало польское село во время войны. Преисполненный трагизма описание нечеловеческих страданий - центральная тема цикла. Из поздних произведений Реймонта отличается трилогия «1794 год» («Rok 1794», 1913-1918), посвященная событиям польской истории конца XVIII ст., в которой писатель описал фигуры патриотов, участников восстания под проводом Т. Костюшко. История в мощном многоголосии политических событий ожившая на страницах этой величественной эпопеи.

Реймонт - писатель редчайшего эпического таланта, широкого тонального диапазона. Его творческий метод объединял традиции эпического реализма с элементами натурализма и лирик-импрессионистскими и символистскими тенденциями польской прозы на изломе столетий.

В 1924 г. Шведская академия присудила Реймонту Нобелевскую премию «за выдающийся национальный эпос-роман «Крестьяне», а 5 декабря 1925 г. писателя не стало.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: