Урок: эвристическая беседа по изучению сборника новелл Дж. Боккаччо «Декамерон»


  • Появление в школьных программах по зарубежной литературе «Декамерона» Дж. Боккаччо - еще одна возможность познакомить учащихся с гуманистическими идеями эпохи Возрождения, с подвижнической и воистину жертвенной борьбой ее ярких представителей за утверждение человеческой личности, за освобождение ее от религиозных догматов. Однако изучение этого произведения ставит перед словесниками ряд проблем, решить которые сложно, не имея достаточного методического обеспечения. Что же это за проблемы? Первая - каким должен быть урок, чтобы в ходе его девятиклассники поняли, что «Декамерон» не легковесное «чтиво» о любовных похождениях служителей церкви и мирян, а серьезная книга, наполненная вечными общечеловеческими идеями, гуманистическими взглядами на природу человека, со всеми его земными страстями и потребностями, воспевающая его духовную и телесную красоту.  Вторая - как помочь подросткам разобраться в необычном мире социальных средневековых отношений, как убедить их в том, что мотивы поведения персонажей «Декамерона» зависят не только ОТ ИХ характеров, умения владеть чувствами, но и от обстоятельств - общественных нравов, морали, предрассудков, влиянию которых они подвержены. И третья - каким образом внушить учащимся, что изучение этого произведения актуально, что оно, как и сотни лет назад, способно воспитывать в человеке благородство чувств, гуманистическое отношение к природе, ОПТИМИЗМ и умение верить в неисчерпаемые возможности Человеческого разума.

    Предлагаем вниманию учителей урок, подготовленный учителем высшей категории, кандидатом филологических наук из г. Днепродзержинска Ю. А. ШЕПЕЛЕМ, который, на наш взгляд, сумел найти необходимые методические подходы для решения ЭТИХ проблем. Построенный в виде эвристической беседы, основанной на предварительном знакомстве учащихся с художественным текстом, на анализе отдельных новелл, помогающем делать выводы и обобщения, на проблемных вопросах, побуждающих девятиклассников к размышлению, он дает набор «ключей», с помощью которых можно проникнуть в богатый художественный мир этого шедевра мировой культуры.

    Слово учителя. «Декамерон» - абсолютно живая книга, Которую читают, изучают, комментируют, несмотря на то, что написана она на заре европейской культуры - в XIV веке. Когда Боккаччо создавал свое произведение, в Италии еще не было Микеланжело, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Ариосто, Тассо. Флоренция, родная обитель писателя, была средневековым городом с узкими запутанными улицами, примитивным коммунальным устройством. В ней не было еще ни статуи Давида, ни гробницы Медичи, ни галереи Уффици. Но город был вольным: он успел уже избавиться от тяжелого ярма феодализма. Борьба Флоренции против грандо'в, которые притесняли и разбойными нападениями препятствовали развитию торговли и ремесел, завершилась поражением феодалов. Их замки были разрушены, а сами они вынуждены были переселиться в город.

    Во времена Боккаччо усилилось давление на вольные итальянские города со стороны папского Рима. Просвещенные люди не могли смириться с верховенством клерикалов, их не могли заставить молчать даже костры инквизиции. Боккаччо, хотя и был человеком религиозным,, относился к церковным догмам весьма скептически. Его волновали проблемы земной жизни. Сторонник исторического прогресса, успехов культуры и цивилизации, он был гуманистом и оптимистом, с надеждой» устремляющим взор в будущее. Все это выразительно и пластично отразилось в его великой книге. Обратимся к его новеллам и убедимся в верности сказанного.

    Вопросы для беседы с вариантами ответов (и комментариями учителя)

    Что можно сказать о начале книги? «Декамерон» открывается вступлением, дан трагическое, но несколько картинное описание  потрясшей Флоренцию в 1348 г. В период эпидемии обостряются отношения во сферах жизни, всплывают все ее пороки, неурядиц и падение нравственности, гнетущая атмосфера кошмарных фантазий, бесстыдства и беспредела.

    Почему писатель «изолирует» Своих героев общества? Семь девушек и трое юношей рассказчиков знатны и богаты, связаны дружбой, родством и соседством. Это элита, вскормленная культурой и обществом. Разумные  и сдержанно приветливые, они «эгоистично гуманны». Боккаччо полагает, что уход рассказчиков от общества, напуганного, «пораженного» чумой»  оправданный. Естественно право каждого человека (без вреда для других)  сохранить свою жизнь.

    Каковы истоки «Декамерона»? Откуда Боккаччо черпал свои сюжеты? Из каких историко-литературных источников черпал сюжеты Боккаччо? Сб. «Римские деяния», «История семи мудрецов», французские рыцарские романы, наследие античности.

    За счет чего Боккаччо расширил рамки заимствованных сюжетов? Перенес действие в Италию: из 100 новелл - 87 описывают «итальянские» события.

    Учитель. Существенное отличие мировоззрения Боккаччо от незамысловатых взглядов авторов «фаблио» побуждает его переосмыслить избранные ими темы и сюжеты. «Декамерон» посвящен женщинам. И гуманист высказывает свое отношение к ним. Обратимся к тексту.

    Анализ новелл

    • Вступление к IV дню. (Восторженный панегирик женщинам.)
    • День VI, новелла 7; день III, новелла 3: день II, новелла 6. Женщина вовсе не хитрое и коварное существо, каким изображают ее фаблио. Она прекрасна, великодушна и достойна поклонения.

    Учитель. Своеобразно видоизменяется и отношение к духовенству. Высмеивая и осуждая отдельных представителей этого сословия, Боккаччо, в отличие от авторов фаблио, обращает внимание на этическую сторону. Он бичует монашескую братию не за страсть к наслаждениям, а за ханжество. Интересно в этом смысле смещение акцентов в новелле о брате Альберте (день IV. новелла 2).

    Вывод. На первый взгляд перед нами типичная ситуация фаблио. Монах любовник пойман на месте преступления и получил суровое наказание. Но вина его не в том, что он завел любовницу. Вина его в том, что он притворялся, будто ведет суровую, аскетическую жизнь, ханжески проповедуя воздержание. За обман, лицемерие он наказан по заслугам. В том, что монахи жаждут наслаждений, с точки зрения Боккаччо, нет ничего предосудительного. Это не удивляет автора: они такие же люди, как и все, их страсти общечеловеческие, земные.

    «Мадонна, когда я скину с плеч эту рясу, а я сниму ее очень легко, я покажусь вам таким же мужчиной, как и все другие, а не монахом»,- говорит герой одной новеллы.  (День VII, новелла 2). Таким образом, ряса у Боккаччо не может оградить человека от мирских соблазнов. Поэтому автор относится к любви монаха с пониманием, так же, как и к любви других людей.

    После вопроса  следует работа с текстом по .аргументации утверждений, вытекающих из книги Боккаччо. По окончании ее беседа будет продолжена.

    Утверждение 1. «Декамерон» заключает в себе широкую картину итальянской жизни:

    • а)         новелла 2, день VII (Оедняк-каменщики жена-пряха);
    • б)        новелла 7, день IV (Симона и Пасквино. Смерть от шалфея);
    • в)        новелла 2, день III (конюх, влюбленный в королеву).

    Утверждение 2. Рисуя энергию, изобретательность и силу личности, Боккаччо убеждает читателей, что в первую очередь эти черты присущи простолюдинам:

    • а)         новелла 1, день III (земледелец ни при каких обстоятельствах не теряет ум и понятливость);
    • б)        новелла 9, день III (девушка Джилетта Нарбонская благодаря искусству врачевания добивается любви дворянина).

    Утверждение 3. Один из первых мыслителей Ренессанса, Боккаччо последовательно отстаивает верховенство природы, считает, что велениям ее надо неукоснительно следовать. При этом он придерживается ~ мысли, что человек - самое совершенное создание природы: новелла 6, день VI (рассказ молодого флорентийца Микеле Скальца о том, что известная своим уродством семья Барончи .была сотворена раньше других).

    Утверждение 4. Боккаччо соотносит физическую красоту с пропорциональностью и гармонией телесных форм:

    а)         новелла 1, день V (Чимоне рассматривает девушку, лежащую на земле).

    По существу, мы не находим здесь описания красоты. Боккаччо лишь описывает «прелести» ее тела и указывает на отступление от нормы («грудь еще мало приподнята»).

    Писатель столь же сдержан в последующих «эротических» сценах:

    б)         новелла 6, день X (мокрая одежда, прилипшая к телу,- лишь намек на то, что под ней скрывается, отправная точка для фантазии читателя).

  • Краткий пересказ
    Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.