Школьные сочинения по украинской литературе > Авторские сочинения по произведениям Остапа Вишни > Урок на тему: Какие подвиги совершил Илья Муромец на пути в Киев?


     
  • Урок на тему: Какие подвиги совершил Илья Муромец на пути в Киев?

    Второй урок — чтение по частям, комментирование, разбор. Размечая, какие части былины предстоит прокомментировать и осмыслить, на какие композиционные элементы обратить внимание детей, учитель заранее готовит план, который служит основой для совместной работы с учащимися на уроке. Обычно рекомендуется после чтения и разбора той или иной части былины записать название этой части и предложить учащимся определить, сколько эпизодов входит в нее, а затем озаглавить их и, таким образом, сформулировать подпункты плана. План может быть примерно таким:

    • Выезд Ильи Муромца в Киев. II. Битва под Черниговом с «силушкой великой».
      • Осада города черной вражеской силой.
      • Победа над врагами.
      • Отказ от воеводства и продолжение опасного пути.
    • Встреча с Соловьем Разбойником на прямоезжей до рожке.
    • Свист и крик Соловья.
    • Илья Муромец побеждает Соловья.
      • Приезд в Киев.
    • Илья Муромец в княжеских палатах.
    • Князь Владимир обвиняет богатыря во лжи.
    • Ответ Ильи Муромца.
    • Соловей пугает князя.
      • Расправа с разбойником.

    Разобраться в содержании былины и получить представление о ее художественных особенностях учащиеся смогут только под руководством учителя в процессе ее комментирования и анализа. Необходимо сразу же разъяснить учащимся, что никакой «волшебной силы» у Ильи нет. Зато он действительно богатырь, и конь у него богатырский. Богатырь может сделать то, что обыкновенному человеку не по плечу. Первый подвиг Ильи — битва под Черниговом. Какую картину мы представляем себе, когда читаем описание вражеской силы под городом Черниговом? Находим в тексте описание вражьей силы под Черниговом. Учитель помогает пятиклассникам заметить звуковые повторы и разъясняет их роль: Чернигов (2 раза), черным-черно (2 раза), как черна ворона. Врагов очень много, они, как стаи черных птиц, окружили город. Но дети должны узнать, что слово «черный» в русском языке имеет много значений. Особенно интересны переносные значения этого прилагательного: «мрачный; безотрадный, печальный» (черный день, черные думы); «преступный, злой» (черная измена, черная неблагодарность). В былинном описании врагов как бы объединились и прямое и переносное значение слова, и от этого усилилась выразительность описания: мы не только видим огромное скопление вражеских полчищ, но и ощущаем их злую силу, грозящую гибелью, печалью. Впечатление усиливается и следующими строками — обычным для былины «общим местом» для изображения опасности, великого множества и кажущейся непобедимости врагов:

    • Так пехотою никто тут не похаживат,
    • На добром коне никто тут не проезживат,
    • Птица черный ворон не пролетыват,
    • Серый зверь да не прорыскиват...

    Как можно было бы передать на картине это настроение? Пятиклассники отвечают: «Красками. Картина должна быть мрачная: на небе черные тучи, солнце спряталось, летают черные птицы...»; «И враги тоже как черная туча или как черная змея обвились вокруг города»; «А когда прискакал Илья Муромец, тучи расходятся, появляется солнце.; Он .всех врагов разбил и потоптал конем — это другая картина, радостная»; «Тут надо нарисовать, как открылись ворота и выходят черниговцы благодарить Илью, выносят ему хлеб-соль, кланяются, просят остаться с ними». Итак, великое богатырство Ильи Муромца раскрывается в том, что «побил он эту силу всю великую». Мужественное решение принять бой с Соловьем говорит нам о том, что действиями Ильи Муромца руководит забота о спокойствии и безопасности родной земли. В связи с рассматриваемым эпизодом необходимо обратить внимание школьников на изображение Соловья Разбойника. В странном полусказочном существе фольклористика находит черты глубокой древности — мифологического периода истории народного эпоса (IV—IX веков). Но для учащихся V класса Соловей — знакомое по сказкам фантастическое чудовище, и нет необходимости разрушать конкретность и непосредственность детского восприятия. С помощью учителя пятиклассники придут к выводу, что описание врагов в былине очень похоже на то, как они изображаются в сказке (см. хрестоматию «Родная литература» для IV класса). Некоторые детали совпадают даже полностью. Так, бой Ивана — крестьянского сына с многоглавыми чудищами происходит на калиновом мосту, перекинутом через речку Смородину; «славная реченька Смородина» протекает и неподалеку от дуба, где сидит Соловей Разбойник. Но в сказке о врагах Ивана — крестьянского сына рассказано очень подробно, причем открыто подчеркивается их способность к волшебству: «...размахнулся Иван —крестьянский сын, срубил чудищу девять голов. Чудо-юдо подхватил их, чиркнул огненным пальцем, к шеям приложил —головы опять приросли...» В былине же изображения внешнего облика Соловья совсем нет, представление о нем как о страшном чудовище складывается на основе описания его свиста и крика. Несмотря на губительную силу посвиста и покрика, Соловей не волшебник, не чародей. Но от этого не ослабляется значение подвига Ильи, наоборот, его подвиг приобретает характер былинной достоверности и подлинности. Смысл его в том, что богатырь уничтожил преграду между стольным городом и городами северо-восточной Руси, покончил с чудовищным разбойником, погубившим множество «людишек». На дом задаем перечитать последнюю часть былины («Илья Муромец в Киеве») и выполнить задание: проследить по тексту, как меняется отношение князя Владимира к Илье Муромцу во время их беседы. В чем это выражается и чем вызвано?

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Урок на тему: Какие подвиги совершил Илья Муромец на пути в Киев?, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.