• Урок на тему: Н. Вороной «Евшан-зелье»

    Цель: сжато ознакомить учеников из жизненным путем Н. Вороного, обработать содержание произведения «Евшан-зелье», определить его главную мысль; охарактеризовать образ юноши-половца; соотнести давнопрошедшие события, описанные в поэме, с современностью; развивать культуру связной речи, логическое мышление, умение грамотно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдения; строить заключения и обобщения; умение выразительно и вдумчиво читать произведение; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать чувство уважения к творчеству Н. Вороного, украинской классике; прививать интерес к следствиям собственной работы, уважение к родному народу, стране.

    Тип урока: усвоение новых знаний.

    Оборудование: портреты Н. Вороного, библиотечка произведений писателя, исторические материалы об Украине княжеских времен; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация опорных знаний.

    Беседа с вопросами:

    • Почему мы должны знать историю родного края?

    • Какие произведения на историческую тему вам известны с 5-го класса?

    • Какими историческими лицами гордится наш народ? Чем именно они заслуживают внимания и память?

    • Чем объяснить то, что Украина на протяжении истории боролась с захватчиками, которые старались пленить ее?

    • Дайте определение легенде и летописи как литературным жанрам. Как эти жанры могут быть связаны между собой?

    • Правильное ли утверждение, что народ - творец истории? Собственные мысли обоснуйте.

    III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

    IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

    • Лучше в родном крае милом
    • Полечь костями, сгинуть,
    • Чем в земле чужой, вражеской
    • В славе и почете прозябать! Н. Вороной.

    2. Работа над идейно-художественным содержанием произведения Н. К. Вороного «Евшан-зелье».

    2.1. Выразительное выборочное чтение произведения.

    2.2. История написания «Евшан-зелье». Судьба Украины, проблема исторической памяти ее народа беспокоила поэта все время, в 1895 году он написал прекрасную трогательную поэму «Евшан-зелье». Это произведение - авторская интерпретация очень давней легенды, о которой Н. Вороной узнал из Ипатьевской летописи.

    Автор ее не просто пересказывает, а переосмысливает поэму в науку своим современникам, которые пренебрежительно относились к родному краю. Поэма переносит нас во времена существования Киевской Руси, во время княжения Владимира Мономаха.

    2.3. Тема: изображение пребывания у Владимира Мономаха ханского сына, который попал на Русь вместе с ясырем; возвращение мальчика на Родину с помощью Евшан-зелья.

    2.4. Идея: возвеличивание любви к родному краю, его безграничным пространствам, природе, народу; осуждение тех, кто покинул свою страну и отрекся от нее.

    2.5. Основная мысль:

    1) счастье можно найти только на родной земле;

    2) «...кто мать забывает, того бог наказывает, того дети сторонятся, в дом не пускают».

    2.6. Композиция.

    • Экспозиция: предсказание, суть которого будет раскрываться в произведении. Критика тех, кто край свой родной «...забросили...».

    • Завязка: ханский сын попал с ясырем к князю Владимиру; желание половецкого хана вернуть ребенка на Родину.

    • Кульминация: мальчик вспомнил родной край с помощью Евшан-зелья.

    • Развязка: раздумья автора над сложной судьбой украинского народа, который попал в плен к хану и не имеет уже пути возврата домой.

    2.7. Краткое содержание произведения.

    Горе тому человеку, который отрекся от своего и, попав на чужую землю, забыл родное слово, блеск материнских глаз и мозолистые руки отца.

    Речь идет в поэме о взятом в плен сыне половецкого хана, которого, хотя он и был в неволе, окружили роскошью, и он стал забывать родную степь, так как уже привык к чужбине. Хан страдает от разлуки с сыном, и тогда он посылает старого вещуна, чтобы тот вернул домой юношу. Но это поручение оказалось очень сложным. Так как на юношу не подействовали ни рассказы об отцовских слезах, ни половецкие песни: «...где пустошь вместо сердца, спасения уже не будет!». Тогда посланец дал понюхать завязанное в узелке зелье, привезенное с родины. Произошло чудо: перед глазами мальчика встала родная степь - «широкая, красочная и цветистая».

    2.8. Жанр: лиро-эпическое произведение, поэма.

    2.9. Теория литературы.

    • Лиро-эпическое произведение - произведение, которое объединяет в себе признаки лирики и эпоса. Такие произведения имеют развернутый сюжет (от эпоса), написанные в форме стихов, с большим количеством выраженных чувств (от лирики): дума, поэма, басня, баллада.

    • Поэма (гр. - делаю, создаю) - лиро-эпическое повествовательное произведение, в котором изображается характер, выдающиеся события в жизни людей; изображение событий сопровождается авторскими лирическими отступлениями и раздумьями; большое стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.

    2.10. Обсуждение содержания поэмы с вопросами:

    • За что мы любим родной край?

    • Какое значение имеет эпиграф и вступление в произведение?

    • О каких временах говорится в поэме? Докажите это, ссылаясь на текст произведения.

    • Что свидетельствует об отношении князя к мальчику?

    • Почему мальчик забыл родной край? Можно ли его за это осудить?

    • Опишите внутреннее состояние половецкого хана во время потери сына.

    (Загрустил, огорчился... Днем не ест, а среди ночи плачет, бедный, и вздыхает, Сна не знают его глаза).

    • Прокомментируйте, как понять следующие слова из произведения: «...будто кровью с его (хана) сердца слово точится по слову...».

    • Как произведение связано с устным народным творчеством?

    • В чем была важность приказа хана вещуну? Что об этом сказано в произведении? Прочитайте.

    • При каких условиях мальчик принял вещуна?

    • Расскажите, как вещун играл и пел мальчику, напоминая ему о культуре родного края.

    • Объясните, почему произведение имеет такое название? Собственные мысли обоснуйте.

    • Чему учит нас это произведение?

    V. Закрепление изученного материала.

    1. Решение тестовых задач.

    1. Название произведения Н. Вороного «Евшан-зелье» считается: а) символическим; б) историческим; в) фантастическим.

    2. Как попал на Русскую землю половецкий сын (Н. Вороной «Евшан-зелье»)?

    а) Во время поисков друзей; б) был взят в плен князем; в) плавая в лодке, был схвачен часовыми.

    3. В каком городе находился ханский сын, попав в плен? а) Новгороде; б) Киеве;

    в) Москве.

    4. Из-за чего князь решил оставить мальчика при себе?

    а) Учел красоту ханского сына; б) любил маленьких детей; в) старался доказать собственную доброту и уважение к половецкому хану.

    5. Как воспринял хан весть, что его ребенок находится на земле Русской? а) плакал, не спал и не ел; б) очень тяжело заболел; в) решил лишить себя жизни.

    6. Кого просит хан пойти «в землю Русскую» на поиски сына?

    а) дипломата; б) старца; в) вещуна.

    7. Что помогло юноше вспомнить о родных половецких степях? а) песня половецкая; б) условия хана; в) ощущение благоухания Евшан-зелья.

    8. Кого вспоминал юноша в произведении Н. Вороного «Евшан-зелье» после того, как он понюхал степное растение? а) Мать; б) отца; в) братьев.

    9. Высказывание из произведения «...родная степь — широкая, свободная» считается следующим художественным средством: а) метафорой; б) аллегорией; в) эпитетом.

    10. В конце произведения Н. Вороной обращается к: а) молодежи; б) юноше; в) Украине.

    11. По жанровой направленности «Евшан-зелье» Н. Вороного:

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Урок на тему: Н. Вороной «Евшан-зелье», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.