• Урок на тему: П. Глазовой «Тарас Бульба В Киеве»

    Цель: ознакомить учеников с жизненным и творческим путем П. Глазового, проанализировать юмореску писателя «Тарас Бульба в Киеве», выясняя идейно-тематическое направление, главную мысль произведения, композицию; совершенствовать умение выразительно читать произведение; развивать чувство юмора, оптимистичное отношение к окружающему миру, культуру связной речи, логическое мышление; умение сопоставлять, строить заключения, обобщение; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать чувство уважения к творчеству выдающегося украинского юмориста, доброжелательного смеха; прививать эстетичные вкусы школьникам.

    Тип урока: усвоение новых знаний.

    Оборудование: портрет П. Глазового, библиотечка его произведений, иллюстрации о г. Киеве, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация опорных знаний.

    Беседа с вопросами:

    • Как вы воспринимаете юмор?

    • Легко ли, на ваш взгляд, быть писателем-юмористом?

    • С какой целью в литературных произведениях наряду с юмором используется сатира? Приведите примеры.

    • Что вам известно о казаках? В каких произведениях описаны эти мужественные герои?

    • Бывали ли вы в Киеве? Чем запомнилось вам этот город?

    • Чему мы должны знать историческое прошлое нашей родной страны?

    III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности

    IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

    Как не возьмемся за ум, то нас так прижмет, что начнем лучше жить

    тогда, как рак свистнет. П. Глазовой.

    1. Жизненный и творческий путь П. Глазового (материал для учителя).

    Павел Прокопович (Родился 30.08.1922 г.).

    Родился выдающийся юморист 30 августа 1922 года в селе Новоскелюватка, за 40 километров от Кривого Рога. Печальным и голодным было его детство, как и у многих других людей того периода. Единственным светлым воспоминанием о трудных временах является общение с учителем Иваном Гуцалюком, которого он вспоминает с большой теплотой. Учитель привил Глазовому любовь к литературе, учил писать стихи, давал книги из своей библиотеки. Он заметил у Глазового естественный талант к юмору и познакомил его с творчеством Остапа Вишни, но остерегал никому об этом не рассказывать и не показывать его писаний. Понятно почему: Вишня был тогда в ссылке.

    Когда в 1940 году Глазовой закончил среднюю школу, его забрали в армию, где он пережил все страхи войны и ад на фронте.

    После войны, учась в педагогическом институте, Павел Прокопович прислал несколько своих юморесок в журнал «Перец», в котором работал тогда освобожденный из ссылки Остап Вишня. Выдающийся мастер смеха положительно оценил попытки молодого юмориста. С того времени Глазовой активно сотрудничал с этим журналом. После окончания вуза он стал работать с Остапом Вишней в «Перце». Восемь лет Глазовой дружил с нашим гениальным юмористом, которого считает своим учителем.

    Павел Глазовой издал 19 сборников юморесок и немало книг для детей. Сейчас часто печатают его произведения в разных изданиях. Много современных украинских актеров, эстрадных исполнителей чуть ли не вырывают из рук все написанное Глазовым, чтобы потешить своими выступлениями украинского зрителя, разоблачить все вредное и плохое, и поддержать все, что является светлым и благородным.

    2. Обработка юморески П. Глазового «Тарас Бульба в Киеве».

    2.1. Выразительное чтение произведения.

    2.2. Тема: удивление Тараса Бульбы от достижений современного мира.

    2.3. Идея: прославление народа, который благодаря собственной добросовестной работе является творцом цивилизации и вместе с тем осуждение тех, кто живет паразитизмом, стараясь приобретать хлеб «легким путем».

    2.4. Основная мысль: сравнивая прошлое с современностью, П. Глазовой гордится достижениями человека-работника, осуждая дармоедов, кутил, пьяниц.

    2.5. Жанр: юмореска; по определению самого автора, «почти поэма».

    Примечание. Поэма - лиро-эпическое стихотворное произведение, в котором изображены значительные события и яркие характеры, а рассказ героев сопровождается раскрытием авторских переживаний и раздумий.

    2.6. Сюжет произведения.

    Герою произведения снится, что Тарас Бульба шагает по современному Киеву и удивляется красотой столицы. Проехался на такси, побывал на Выставке, посмотрел новые квартиры, увидел метро, пообщался с девушками в метрополитене о достижениях современной техники, полюбовался Днепром, изумленно воспринял «корабли крылатые». Пренебрежительно отнесся гость из прошлого к тем, кто в будний день греется на солнце, прогуливается с собакой. Наибольшее негодование у Тараса Бульбы вызвала «шпана», что приглашала его выпить бутылку возле мусорника. Вместе с тем герой показал «здоровенный, как котел, кулак», и нарушители порядка убежали.

    2.7. Композиция.

    События происходят во сне лирического героя: Тарас Бульба путешествует по Киеву, любуется его красотой, достижениями киевлян, а также приходит в негодование и пренебрежительно относится к бездельникам, отрицательным явлениям в обществе.

    Экспозиция: Тарас Бульба во сне появляется в Киеве.

    Завязка: увлечение героя достижениями современности, которые он сравнивает с прошлым.

    Кульминация: удивление запорожца достижениями людей-работников и пренебрежение к паразитам общества.

    Развязка: «Такое видение во сне было».

    • Что в произведении фантастического?

    2.8. Проблематика произведения:

    • прошлое и современное;

    • трудолюбие и паразитизм;

    красота и уродливость.

    2.9. Характеристика образа Тараса Бульбы.

    План.

    1. Тарас Бульба - историческая фигура из прошлого.

    2. Поведение героя. («Идет, бодрится», «снимал шапку и отвешивал глубокие поклоны», «...разомнусь, освежусь, прогуляюсь пешком», «здоровенный, как котел, кулак»).

    3. Черты характера запорожца:

    а) добрый;

    б) требовательный;

    в) порядочный;

    г) вежливый;

    д) справедливый;

    е) уважает работу и пренебрежительно относится к ленивым, паразитам;

    ж) впечатлительный.

    4. Объективная оценка Тарасом Бульбой современной человеческой жизни.

    2.10. Обсуждение содержания юморески с вопросами:

    • Что вам известно о Тарасе Бульбе как литературном герое? Читали ли вы художественное произведение Н. Гоголя «Тарас Бульба»? Чем оно вас поразило?

    • Почему, на ваш взгляд, Тарас Бульба появился в Киеве?

    • Чем столица захватила героя?

    • Какие виды города поразили гостя из прошлого?

    • Почему Тарас Бульба гордится «золотыми человеческими руками»?

    • Что нового узнал герой, пообщавшись с дежурными девушками в метро?

    • Как Т. Бульба воспринял новые сдвиги в жизни людей?

    • Почему Тарас Бульба сравнивает жизнь киевлян с раем, со светлым праздником?

    • Как герой отнесся к бездельникам, которые греются под солнцем, прогуливаются с собакой?

    • Чем объяснить то, что столица для запорожца - любимая?

    • Что не понравилось Тарасу Бульбе в «двух зачесанных субъектах»?

    • Что свидетельствует об объективности изображения современного мира в произведении на примере жизни киевлян?

    • Как наконец оценивает изменения в общественной жизни киевлян сравнительно с прошлым сам автор? Совпадают ли его мысли с мыслями героя? Почему? Ответ обоснуйте.

    • Какой смех использует автор в произведении - юмористический или сатирический? Докажите  это, ссылаясь на содержание произведения.

    • Чему учит нас это произведение? Чем оно вас поразило?

    • Что в произведении фантастического?

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Урок на тему: П. Глазовой «Тарас Бульба В Киеве», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.