Школьные сочинения по украинской литературе > Примеры сочинений по творчеству В. С. Стефаника > Урок на тему: П. Глазовой «Тяжелейшая роль», «Заморские гости»


     
  • Урок на тему: П. Глазовой «Тяжелейшая роль», «Заморские гости»

    Цель: продолжить знакомство учеников с творчеством П. Глазового, в частности проанализировать его произведения «Тяжелейшая роль», «Заморские гости», дать сведения о юмореске как литературном жанре; развивать культуру связной речи, логически мыслить, умение грамотно высказывать собственные мысли, обобщать, строить заключения; формировать эстетичные вкусы; прививать чувство уважения к украинскому юмору, его творцам; черты доброты, порядочности, чуткости, воспитывать патриотичное чувство, уважение к родному языку, культуре.

    Тип урока: комбинированный.

    Оборудование: портрет П. Глазового, библиотечка его произведений, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация опорных знаний.

    Беседа с вопросами:

    • Что характерно для украинского юмора? Как мы его должны воспринимать?

    • Какое значение имеет язык для народа? Все ли мы общаемся на украинском языке в повседневной жизни? Почему?

    • Из-за чего некоторые люди говорят «суржиком»?

    • Почему мы должны уважать родной язык, Украину?

    • Что вам известно о запрете нашего языка в прошлом? Как боролся народ за его жизнь?

    III. Проверка домашней задачи.

    Опрашивание наизусть юморески П. Глазового «Тяжелейшая роль». Определение лучших исполнителей.

    IV. Объявление темы, цели урока.

    Мотивация учебной деятельности учеников.

    V. Основное содержание урока.

    • Наш язык величавый
    • Слышим не всюду.
    • И не язык виноват в этом -
    • Виноваты люди.
    • П. Глазовой.

    Украинский язык в богатстве, утонченности и гибкости форм не уступает гни одному из современных литературных языков славянства.

    М. Драгоманов.

    1. Обработка юморески П. Глазового «Тяжелейшая роль».

    1.1. Выразительное выполнение юморески наизусть.

    1.2. Одобрение матерью своего сына за талант, который он наконец не проявил «на сцене в третьем действии».

    1.3. Идея: осуждение хвастливости, бездушности, неумения на деле доказать свои знания, одаренность.

    1.4. Основная мысль: не имея способностей, дарования, никогда не станешь настоящим профессионалом.

    1.5. Обсуждение содержания произведения с вопросами:

    • Бывали ли вы в театре? Следили ли, как актеры выполняли свои роли? Что нужно для этого знать и уметь?

    • Что свидетельствует о «слепой любви» матери к сыну?

    • Какой была наука у мальчика? (Муштрой).

    • Как в названии произведения прослеживается юмористическая направленность?

    • Какое значение содержит последняя строка юморески?

    • Кто из вас мечтает стать актером? Почему?

    • Что имеют в виду, когда человека называют «актером»?

    2. Анализ произведения П. Глазового «Заморские гости».

    2.1. Выразительное чтение юморески.

    2.2. Тема: изображение приезда гостей из Канады на Украину и их впечатления от услышанного грамотного украинского произношения.

    2.3. Идея: возвеличивание украинского языка, который является свидетельством нашей культуры, благородства, манеры поведения, этикета и осуждение тех, кто его сторонится.

    2.4. Основная мысль: язык - духовная казна каждого украинца; пока живет язык, до тех пор существует нация; мысль канадцев, что украинцы не говорят на родном языке, не оправдалась.

    2.5. Обсуждение содержания юморески с вопросами:

    • Кто прилетел на Украину? С какой целью?

    • Как на ваш взгляд, почему разговор гостей состоялся не с представителями власти, а с милиционером?

    • Что привело в удивление гостей в языке милиционера?

    • Доказал ли милиционер ошибочность мысли канадцев о применении украинского языка на Украине? Как именно?

    • Что свидетельствует об осведомленности милиционера «разбираться в людях»?

    • Как милиционер охарактеризовал гостей?

    • Кому и почему предъявил обвинение милиционер относительно пренебрежительного отношения к родному языку?

    • Почему, по вашему мнению, так остро стоят вопросы относительно пользования, усовершенствования украинского языка?

    • В чем ценность языка для каждого украинца?

    • Как вы относитесь к изучению родного языка, культуры? Возникают ли у вас при этом трудности? Как вы стараетесь их преодолеть?

    • Чем актуальна сегодня юмореска П. Глазового «Заморские гости»?

    • Что высказывает писатель в произведении?

    2.6. Художественные особенности произведения.

    • Метафоры: «голова...новые дома...принимает», «глаза засветились».

    • Риторические вопросы: «Можем ли попасть на прием к мэру?».

    2.7. Дополнительный материал. Высказывания о языке.

    • Изучайте, любите свой язык, Как светлую Отчизну, любите... (В. Сосюра).

    • Когда исчезает народный язык - народа нет больше... (К. Ушинский).

    • Без языка в мире нас - нет! (Т. Шевченко).

    • Язык - это история народа. Это путь цивилизации и культуры. (А. Куприн).

    • Наименьший и главнейший признак индивидуальности народа - это его язык. (Г. Шумило).

    • Язык - это целебный народный источник, и кто не прислониться к нему устами, тот сам высыхает от жажды. (В. Сухомлинский).

    • ...Я очень люблю народный украинский язык, звучный, цветистый и такой мягкий. (Л. Толстой).

    • И, если завтра мой язык ппропадет, уже сегодня умереть готов я. (Г. Гамзатов).

    • Любовь к родному языку – самое естественное и глубочайшее духовное начало человеческой жизни. (Д. Павлычко).

    VI. Закрепление изученного материала.

    1. Решение тестовых задач.

    «Тяжелейшая роль».

    1. Мать своего сыночка:

    а) подвергает критике; б) защищает; в) восхваляет.

    2. Сыночек учится уже два года:

    а) в университете искусств; б) институте культуры; в) студии при театре.

    3. Кто занимался обучением мальчика?

    а) профессора; б) певцы и актеры; в) режиссеры.

    4. Сыночка мать называет:

    а) одаренным; б) дорогим; в) профессионалом.

    5. Роль названа тяжелейшей, так как:

    а) необходимо было иметь незаурядный талант для ее выполнения;

    б) имелись в виду высказывания не одаренности мальчика;

    в) в сущности, она была такой.

    «Заморские гости».

    1. Гости из Канады прибыли в Украину, пользуясь такими видом транспорта:

    а) самолетом; б) поездом; в) автобусом.

    2. Странствуя столицей, гости зашли:

    а) в облисполком; б) райсовет; в) облпрофсоюз.

    3. С кем состоялся разговор гостей в столице? а) с водителем; б) мэром города; в) милиционером.

    4. Какой район города упоминается в произведении? а) Подол; б) Дарница; в) Троицк.

    5. Художественное средство, которое использовал П. Глазовой в строке юморески «Удивлением засветились глаза у туриста», называется:

    а) гиперболой; б) метафорой; в) эпитетом.

    6. Украинский язык, который услышали канадцы в городе, они назвали: а) безупречным;

    б) благозвучным; в) красивым.

    7. Чем были взволнованы канадцы, которые приехали в Украину?

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Урок на тему: П. Глазовой «Тяжелейшая роль», «Заморские гости», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.