• Урок на тему: С. Руданский «Господин и Иван в дороге»

    Цель: ознакомить учеников с жизнью и творчеством С. Руданского,  спивомовкой как литературным жанром; добиться понимания учениками разоблачительного пафоса программного произведения; вырабатывать умение характеризовать героев спивомовки; развивать культуру связной речи, память, внимание, наблюдательность; умение грамотно высказывать собственные мысли, строить соответствующие заключения, обобщения; формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать чувство уважения к творчеству С. Руданского, юмора как признака духовного здоровья человека; пунктуальность, рациональность в использовании учебного времени.

    Тип урока: усвоение новых знаний.

    Оборудование: портрет С. Руданского, библиотечка его произведений, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация опорных знаний.

    Беседа с вопросами:

    • Что свидетельствует о социальной направленности того или иного произведения? Приведите примеры уже известных вам произведений. (В. Симоненко «Царь Плакса и Лоскотон», Е. Пчилка «Сосенка», В. Винниченко «Федька-Халамидник», С. Черкасенко «Маленький  горбун» и др.).

    • С какой целью авторы в своих произведениях используют юмор?

    • Какие черты характера вам импонируют, а какие - неприятны?

    • Чему учат произведения художественной литературы?

    • Любите ли вы путешествовать? Что необходимо для интересного путешествия? Собственную мысль обоснуйте.

    III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

    IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

    И все пройдет, что горько было,

    Настанут дивные года...

    С. Руданский.

    Степан Руданский принадлежит, без сомнения,

    к наиболее талантливым украинским поэтам,

    которые появились после смерти Шевченко.

    И. Франко.

    2. Теория литературы.

    Инверсия - одна из стилистических фигур языка, которая заключается в необыкновенном расположении слов в предложении, чтобы наиболее значащее слово или слова особенно подчеркнуть, обратить на них внимание.

    Спивомовка - короткое стихотворное лиро-эпическое произведение, часто построенное на каком-то народном анекдоте, поговорке или сказочном мотиве.

    3. Вступительное слово учителя об идейной направленности спивомовок С. Руданского

    В спивомовках рассказчик «поговорок» отстаивает моральные принципы лучшей части народа, которая создает материальные и духовные ценности. С. Руданский - враг бездельников, взяточников, мошенников, ворюг, лицемеров, лжецов. Для него главное мерило человеческой ценности - трудовой вклад, который каждый делает для общего добра, и чистая совесть. В спивомовках автора выведена целая галерея паразитов и бездельников. Прежде всего - это господа и члены правительства, которые самой политической системой поставлены над трудящимися. Он высмеивает также бездельников и лентяев, безотносительно к их общественному статусу: и господина, и хапугу-члена правительства, и алчного кабатчика. И когда в спивомовке конфликт между богатым и бедным, между господином и крестьянином, то моральное преимущество, как правило, получает человек-труженик, а господин или другой дармоед, который хотел насмеяться над бедным, сам отправляется в глупые.

    4. Анализ произведения С. Руданского «Господин и Иван в дороге» (15 апреля 1858 г.).

    4.1. Выразительное чтение спивомовки.

    4.2. Тема: изображение путешествия по миру двух разных по социальному происхождению героев (господин и Иван), которые старались перехитрить друг друга.

    4.3. Идея: прославление сообразительности, изобретательности Ивана, его ум, мудрость; осуждение господина, который заботиться лишь о собственных интересах, своем желудке.

    4.4. Основная мысль: «Хотел господин кого-то надуть, и сам надулся!».

    4.5. Композиция. Экспозиция: побратимы (господин и Иван) отправились в мировое путешествие.

    Завязка: разные ситуации, которые случались с героями вокруг желания вкусно поесть, перехитрить друг друга.

    Кульминация: осознание господином, что его в очередной раз обманули.

    Развязка: «дымом задымил господин из дома», ссора между побратимами из-за хитрости.

    4.6. Обсуждение содержания произведения с вопросами:

    • В чем проявилось побратимство господина с Иваном? («По миру странствуют, Вместе едят, разговаривают, Вместе и ночуют»).

    • Опишите внешность подорожных.

    • Для чего автор знакомит нас с героями произведения во время их путешествия?

    • Как прослеживается коварство и хитрость господина?

    • Объясните стойкое соединение: «Комара удушить» (Хорошо и вкусно поесть; наесться вдоволь).

    • Почему, вторично ложась спать, господин сумку с продуктами кладет под голову?

    • Чем объяснить то, что Иван не захотел идти к господину «балювать»?

    • Можно ли осудить Ивана за то, что он ночью тайно от господина съел его продукты? Почему? Собственную мысль обоснуйте.

    • Кто, по мнению Ивана, был виноват в том, что господин остался с пустой сумкой?

    • Почему Иван вторично решил оставить господина голодным и сам съел гусыню?

    • Какой сон видел господин?

    • Как хитрость Ивана победила коварство господина?

    • Что означает выражение «дымом задымил господин из дома»?

    • Кого мы можем считать названным братом? Могут ли господин и Иван быть братьями? Для чего С. Руданский побратал своих героев? (Противопоставил друг другу).

    • Как вы относитесь к своим братьям и сестрам?

    • Чем полезно для вас это произведение?

    4.7. Характеристика героев произведения.

    1) Господин - «плохой», коварный, хитрый, прожорливый, старался все время принизить и обмануть Ивана.

    2) Иван - выдержанный, умный, мудрый, практичный, трудолюбивый, находчивый, способный к краже чужого имущества.

    4.8. Исследовательская задача:

    По каким признакам можно различить героев, увидев их и пообщавшись. (в разговоре разные взгляды на поле (землю): Иван пахал и засевал бы ее; господин выстроил бы город (дворец, магазин, торговки с булками)).

    4.9. Ориентировочный план произведения.

    1. Господин с Иваном побратались, отправляются в мировое странствие.

    2. Путешественники решили поесть продукты Ивана.

    3. Продолжение путешествия после ночной передышки.

    4. Вечерний разговор господина и Ивана.

    5. Отказ Ивана «балювать» у господина.

    6. Иван съел продукты, украденные у господина, когда тот спал.

    7. Господин утром увидел свою пустую торбу.

    8. Объяснение Ивана господину относительно его пустой сумки.

    9. Иван поймал гусыню и приготовил ее.

    10. Старание господина очередной раз обмануть Ивана.

    11. Иван ночью сам съел гусыню.

    12. Сон господина.

    13. «Хотел господин кого-то надуть, и сам надулся!».

    V. Закрепление изученного материала по теме «С. Руданский “Господин и Иван в дороге»».

    1. Решение тестовых задач.

    1. Побратавшись, господин с Иваном: а) вместе работают на земле; б) уважают друг друга; в) по миру странствуют.

    2. Господин собственные вещи держит: а) в чемерце; б) свитыне; в) чемодане.

    3. Что решил сделать господин относительно Ивана? а) убить; б) обмануть; в) предать.

    4. Какой фразеологизм использован в произведении? а) язык чесать; б) комара удушить;

    в) ставить палки в колеса.

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Урок на тему: С. Руданский «Господин и Иван в дороге», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.