Образцы творческих сочинений > Сочинение размышление на заданную тему > Урок на тему: Средневековая китайская поэзия. Лирика Ли Бо (701-762 гг.)


     
  • Урок на тему: Средневековая китайская поэзия. Лирика Ли Бо (701-762 гг.)

    Цель: определить характерные признаки средневековой китайской поэзии; обогащать словарный запас понятиями конфуциантство, даосизм; учить работать с текстом критической статьи; анализировать поэтическое произведение; развивать образное мышление, умение работать самостоятельно; воспитывать интерес к восточным культурам, толерантность.

    Оборудование: «Средневековье», тексты статьи о китайской поэзии, тексты поэзий Ли Бо.

    • Взмах кисти -
    • и ураган и слова дрожат.
    • А напишет стих
    • и вызовет слезы у призраков, добрых
    • и злых.
    • Ду Фу

    Ход урока.

    І. Актуализация опорных знаний.

    • Рассказ об эпохе средних веков по гроно (см. предыдущий урок).
    • Проверка домашней задачи.
    • «Слово на защиту Средневековья» (зачитываются несколько работ).

    II.   Мотивация учебной деятельности.

    На доске записано выражение, в котором два слова неизвестны. Разгадайте анаграммы и прочитайте поэтические строки китайского поэта Ду Фу.

    1. Езнляп
    2. шивра

    О ком мог сказать такие слова художник? (О настоящем поэте, искусство которого имеет незаурядную силу, влияние на окружающий мир). Ду Фу посвятил эти слова своему другу, поэту Ли Бо.

    III.   Изучение нового материала.

    1.  Словарная работа.

    Конфуциантство —этико-политическое учение древнекитайского мыслителя Конфуция (VI ст. до н.э.). Главным в учении Конфуция есть понятия «жень» — гуманность.

    Даосизм (дао — путь) — одно из философских учений Китая. Оно утверждает, что человек - частичка Вселенной, что человек и природа - единое целое, поэтому познать природу означает познать человека.

    2.  Работа над текстом статьи О.Г. Николенко «Общая характеристика китайской поэзии эпохи Тан».

    Общая характеристика китайской поэзии эпохи Тан

    Китайское Средневековье, которое охватывает VII-XIII столетия,- золотой период развития поэзии, которая стала существенной составляющей духовной жизни китайцев. В это время стихи писали все - от императора и чиновников до беднейших крестьян. Поэтическое видение мира было характерным для мировосприятия китайцев тех времен. Они внимательно созерцали природу, окружающий мир, учились у того, что видели, и соотносили с увиденным свои мысли и чувства. Китайская поэзия эпохи Средневековья отмечается гуманистическим содержанием и глубиной обобщений. Она и ныне преисполнена неповторимого аромата трав и деревьев, в ней чувствуется дыхание ветра и полет птиц, она никого не может оставить равнодушным, так как в ней нашла отображение вся гамма человеческих переживаний и чувств, наблюдение личности за внешним и внутренним миром, старание найти свое место в космосе.

    Начало высокоразвитую цивилизацию правления династии Тан, что продолжительно почти триста лет (618-907). В процессе объединения отдельных враждующих между собой княжеств было образовано могущественное Танское государство, столицей которого стал Чанань, город с миллионным населением, где находилась и резиденция императора. Первые правители Танского государства заботились о развитии страны, раздали немало земель крестьянам, ограничили власть помещиков, оказывали содействие активизации торговли. Страна имела мирную и относительно спокойную жизнь.

    Правители опекались и развитием науки и искусства. В большие города приезжали талантливые писатели, художники, архитекторы, их всячески поддерживали вельможи, и потому Танское государство расцветшее в новых архитектурных ансамблях и получило мировое признание своими декоративными изделиями, живописными шедеврами, книгами. В VII столетии в Китае было изобретено ксилографическое средство книгопечатанья, которое уже в XI столетии было заменено на печать разборным шрифтом. Благодаря этому изобретению печатались не только государственные указы и буддистские тексты, а и сборники стихов и новелл.

    В это время существовала система экзаменов на должности государственных чиновников. Это давало возможность привлекать к руководству страной не только людей из высших слоев общества, а и способных землевладельцев, которые походили из средних и низших классов,- наиболее многочисленной прослойки населения, за счет работы которой обогащалось государство. Чтобы занять определенную должность, нужно было проявить не только специальные знания, а и осведомленность в области философии, поэзии, искусства и каллиграфии. Все это было связано с представлениями древних китайцев о духовном назначении человека.

    Характерной особенностью китайской поэзии того времени является психологический параллелизм - параллельное изображение природы и чувств человека. Китайские поэты находили в природе ассоциации со своими душевными состояниями. Вместе с тем природа давала толчок их вдохновению, развития мысли и лирическим переживанием.

    В эпоху Средневековья в Китае возникает пейзажная лирика. И это не случайно, ведь вся жизнь человека тесно связана с природой. Природа не только кормила человека, а и была его духовным учителем, другом, собеседником. Природа и человек в китайской лирике эпохи Тан сливаются в одно целое, они составляют одно естество в широком и необъятном мире. Поэты наблюдают за наименьшими изменениями в природе, которые отражаются в их строках неожиданными образами, сравнениями, метафорами, которые идут из глубины души. Современный украинский литературовед Ю. Султанов отмечает: «Это поэзии весны и осени, и редко - холодной весны и знойного лета. И всегда в неразрывном единстве с человеком, который знает цену мгновенности человеческой жизни. Поэзия Китая - это поэзия мысли, она шлифовалась художником, который старательно учился у своих предшественников. Китайская лирика - это лирика общения с друзьями, но общение открытого, так как скрытые мысли поэта - для всех, он рядом с людьми и пишет для людей».

    Во времена правления династии Тан и в политике, и в литературе появились выходцы из обедневших семей землевладельцев, которые выросли на лоне природы и сохраняли крепкие связи с крестьянством. Они были носителями другого духа, чем старая аристократическая верхушка. И это не могло не повлиять на литературу, в частности на поэзию.

    Предыдущая эпоха в лирике отмечалась изысканностью, аристократизмом форм, цветистостью стиля, которые уже не отвечали демократическим настроениям танского времени. Уже первые поэты новых времен стремились к простоте формы и глубины поэтической мысли. Они высказывали не только свои скрытые чувства, а и мировоззрение человека, который осознал свою ценность и единство с природой. Внимательно присматриваясь к естественной жизни, китайские поэты стремились к простоте высказывания мыслей и чувств.

    Впрочем, новаторский характер танской поэзии не возражал традиционных тем и мотивов. Те же самые горы и реки, времена года и возвышенные чувства волнуют художников, но они приобрели теперь новое осмысление и приблизились к жизни обычного человека. Китайская поэзия двигалась от элитарности и манерности к простоте и повседневной конкретности. Простота и открытость чувств стали ведущим признаком лирики эпохи Тан.

    В китайской поэзии эпохи Средневековья развивались два основных жанра - ши и ци. Ши - стихи с двухстрочной строфой, каждая строка состоит из четырех, пяти или семи слов с цезурой (паузой) после второго знака в строке из четырех или пяти слов и после четвертого - в строке из семи слов. Лирическая форма ши просуществовала довольно долго, она не отброшена и по сей день современными китайскими поэтами.

    Ци, в отличие от ши, состоят из неравных строк. Стихи в форме ци создавались на определенную мелодию, поэтому музыкальность является характерным признаком этих произведений. Ци появились в VIII столетии, сначала их тематика была связана с сугубо личностными переживаниями поэтов, но со временем художники овладели и другими темами, значительно расширив круг сюжетов и мотивов.

    За три столетия правления династии Тан поэзия достигла небывалого расцвета: сотни, даже тысячи талантливых поэтов (и это только те, кто упоминается в авторитетных изданиях и чьи стихи дошли до нашего времени, а еще было много безымянных художников, произведения которых навсегда утрачены) искали новые пути в литературе, прославляя свою культуру. Четко очерчены образы, изысканность и ясность стиля, гармония пропорций - все это появляется в поэзии эпохи Тан.

    Говоря о танской лирике, каждый стих можно целиком назвать значащей поэтической единицей, так как в произведениях этого времени живет дыхание природы, взлеты мысли, бушевание фантазии. Простота и легкость танских стихов стали образцом для следующих поколений поэтов.

    Исследователи выделяют несколько характерных для танской поэзии тем: природа и поэт, бегство от мира, отношения с друзьями, чужбина, юность и старость, бренность бытия, преходящее и вечное и т.п. Однако очень редко можно найти стих, в котором одна из тем встречалась бы в чистом виде. Произведения

    танского периода представляют собой единый тематический комплекс. Например, природа вызывает у поэтов раздумья о текучести бытия, приближение старости, мысли о вечном и т.п. Распространенная в то время тема тоски поэта на чужбине (в Китае переводили чиновников из одной области в другую, что представляло определенные трудности для их семей и для них самих; человек ощущал себя отчужденным, оторванным от своих корней) связывает с переживаниями, обусловленными разрывом с друзьями, отчим домом.

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Урок на тему: Средневековая китайская поэзия. Лирика Ли Бо (701-762 гг.), тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.