Урок на тему: Средневековая китайская поэзия. Лирика Ли Бо (701-762 гг.)

  

Своеобразность китайской культуры танского периода заключается еще и в том, что поэзия, живопись и каллиграфия не имели обычных для нас границ: независимо от их специфичности эти три вида искусства имели иероглифическое выражение.

Задача: прочитать текст, найти ответы на вопросы, записать их.

Вопросы к классу:

  1. Какие хронологические границы имеет китайское Средневековье?
  2. Во времена какой династии происходит усиленное развитие науки и искусства?
  3. Раскройте понятие «психологический параллелизм».
  4. Какими являются основные жанры китайской средневековой лирики?
  5. Какие темы являются характерными для танской поэзии?

Проверка ответов на вопросы.

3. Рассказ учителя о жизни и творчестве Ли Бо.

Китайский поэт Ли Бо (что означает «белая слива») был не только самым знаменитым поэтом эпохи Тан, а еще и «самым странным из странных» в свое время. Родился поэт в 701 году в провинции Сычуань в семье купца, получил хорошее образование. По легендам, уже в 5 лет мог вывести любой иероглиф, а в 10 - написал свой первый стих. Будущая судьба была прогнозируема: юноша должен был стать чиновником. Но Ли Бо был не из тех, кто подчиняется правилам: он оставляет суетная жизнь и вместе с учителем-даосом живет на горе Миншань, посвящая свое время изучению даосизма. Много странствует страной, пишет стихи. В 724 году создает литературный кружок под названием «шестеро “бездельников” из бамбуковой рощи».

Стихи Ли Бо приводили в удивление ученых современников поэта: они являются весьма простыми, незатейливыми. Но поэта их мысль волновала мало, он писал так, как считал нужным.

В 724 году Ли Бо оказался в столице и был представлен императору Сюань-Цзуну. На императора произвели впечатление знания языков и философии Ли Бо, и он предложил поэту звание академика и место при дворе. Поэт воспевал красоту жены императора - ян, которая собственноручно растирала краску для того, чтобы Ли Бо мог своей волшебной кистью начертить еще один гениально простой стих.

Но долго при дворе императора поэт не удержался. Друзья говорили, что у него в спине есть «кость гордости», которая не позволяет ему склоняться ни перед кем.

Умер Ли Бо в доме своего родственника Ли Ян-Бина, которому осталось в наследство около 900 стихов поэта. Смерть его обвита легендами. Одни говорят, что поэт утонул, стараясь пройти по лунной дорожке на озеро, другие считали, что он погиб, стремясь поймать отображение месяца в воде, а третьи утверждали, что видели, как, придя к нему, лунной дорожкой на озеро спустился однорог*.

Особенности лирики Ли Бо.

•      Поэзию Ли Бо называют «поэзией гор и рек».

Нескрываемое увлечение природой объединяется с философскими раздумьями художника.

  • Созерцательность и самоуглубленность: изменения в природе и изменения в собственном внутреннем мире интересуют его одинаково. «Он сам себе интересный». (Гао Ши).
  • лирический герой Ли Бо - нелюдим, путешественник, но он проникается переживаниями и тревогами людей.

4. Чтение поэзии Ли Бо «Вхожу я в реку...».

Подготовка для восприятия текста.

— Закройте глаза. Представьте раннюю осень, прохладный день. Вы — на берегу реки, входите в воду. Что вы ощущаете? (Свежесть, прохладу, чистоту...). Ощутите, как приятно затрагивает ваши ноги речная вода, которая движется по течению...

  • Вокруг - ни одной души, лишь вы и природа.
  • Чтение поэзии подготовленным учеником.
  • Вхожу в реку, играет осенняя вода...
  • люблю свежесть этих лилий...
  • срываю цветы, играю жемчужинами на лепестках,
  • волнуется заводь...
  • Странный этот час... собираются шелковые тучи...
  • хотел бы подарить это все тому, кто за далеким небосклоном;
  • с тем, о ком думаю, нам не встретиться больше...
  • в горе и надежде смотрю туда... северный ветер в лицо.

* Однорог - сказочное создание из китайской мифологии, которое символизирует состояние высшей духовной благодати. Это животное не употребляет в пищу живых созданий, не причиняет никому ни страданий, ни боли. Однорог является носителем «жень» - высочайшего и ценнейшего человеческого начала, т.е. сочувствия, уважения, добра.

Беседа.

  • Какое настроение у лирического героя? Почему? (Лирический герой грустит, он хотел бы любоваться прекрасным осенним видом вместе с тем человеком, с которым разведен, очевидно, со своим другом).
  • Почему это настроение нельзя назвать тоской, а лишь печалью? (Во-первых, волшебная природа утешает героя, во-вторых, он сам отмечает: «в горе и надежде смотрю туда». Поскольку жива надежда, то нет места тоске).
  • Какими образами природа зачаровывает поэта? (Прекрасные лилии с жемчужинами воды на лепестках - метафора; шелковые тучи - метафора).
  •  Случайно ли выбрано время года автором? (Очевидно, что нет. Осень - символ угасания, приближения к зиме, о которой напоминает в последней строке северный ветер. Этот порядок, «естественный путь» не одолеть, как часто не изменить человеку и свою судьбу).
  • Как вы думаете, зачем автор поэзии так часто использует три точки? (Три точки - это пауза, символ остановки, раздумий. Лирический герой неторопливо наблюдает за природой, любуется ею, но это не отвлекает его от собственного печального настроения. Три точки свидетельствуют о потоке мыслей лирического героя, словно их оборванность, смешанность мыслей о природе и собственных неладах).
  • В чем проявляется психологический параллелизм в поэзии «Вхожу я в реку»? (Образы природы, любование ею переплетаются с раздумыванием лирического героя о своем внутреннем мире. И вдобавок печальный осенний пейзаж подчеркивает настроение героя).

IV.  Итоги урока.

«Продолжите предложение».

Сегодня на уроке:

  • я узнал...
  • я пришел в изумление...
  • я ощутил...
  • я представил...

V. Домашняя задача.

Доказать, что стих «Вхожу я в реку» отвечает особенностям лирики Ли Бо (письменно), выучить конспект, подготовить рассказ «Этот чудак Ли Бо».

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: