Образцы творческих сочинений > Методические материалы для домашних заданий > Урок: Р. Г. Рильке «Песня о Правде». Роль народной песни в рассказе


     
  • Урок: Р. Г. Рильке «Песня о Правде». Роль народной песни в рассказе

    Цель: показать роль народной песни в судьбе отдельного человека и общества в целом, сохранение лучших черт народа, его духовности; совершенствовать работу над текстологическим анализом произведения; воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность.

    Ход урока.

    І. Актуализация опорных знаний учеников.

    Блиц-опрашивание.

    1. Чья важная роль в судьбе человека и жизни общества упоминается в начале рассказа?
    2. Почему обращаются люди в трудный час, кто помогает им?
    3. Что мы знаем о жизни крестьянина Петра Якимовича?
    4. Что было в его доме не таким, как хотелось отцу?
    5. Можно ли считать Алексея плохим человеком, неблагодарным сыном?
    6. Что происходит «одним теплым, тихим вечером»?  Пересказать близко к тексту о приходе певца.
    7. Как вы считаете, о чем он сейчас будет петь?

    ІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков. Чтение с остановками

    1) От «На шести длинных струнах бандуры» до «...грустной песней».

    Почему автор, который до этого передавал содержание очень коротко, делает такое детальное описание?

    Какие слова дважды повторяются в этом фрагменте, на чем сделано ударение и почему? («Но не о героях...», «не об их победах...»).

    2) Текст песни до «...которым хотелось заговорить...».

    На какие строки песни нужно обратить особое внимание? («Где же тот сын, который придет тебя отыскать?»).

    Почему «на каждом лице обозначилась задумчивость»? (Нужно думать, а не гомонить).

    3) От «И по недлинной, уважительной тишине снова заиграла бандура»
    до «...жутким увлечением».

    Почему Остап пропел свою «Песню о Правде» трижды?

    Как звучала она каждый раз? (Каждый раз — по-новому: 1 — печаль,

    2 — укор, 3 — приказ, гнев, увлечение»).

    4) От «Где собираются мужчины?» до «Исчез во тьме».

    Много ли говорили слушатели после третьего выполнения «Песни...»? Что именно было сказано и как слова певца повлияли на слушателей? Почему Алексей пришел провожать старика? Почему он не спросил об этом раньше, при всех?

    5) От «Когда все уснули...» до «...пожала плечами».

    Долго ли Алексей колебался прежде чем принять решение? («Лежал одетый»).

    Почему Алексей решил пойти на войну?

    Кто и почему ждал на дворе? Почему у Алексея «стало как-то чудно на сердце»? (Мать в конце концов его признала за сына и поцеловала). Что сделал отец, когда стало понятным, что Алексей пошел воевать? (Зажег свечку перед иконой).

    Какая это часть рассказа по композиционному построению? (Развязка, вывод).

    6) Не читая следующий абзац, ответить на вопрос:

    Что сделал дальше слепой кобзарь? («Тем временем Остап, слепой дед, проходил уже соседним селом и заводил своим кротко-жалобным голосом тоскующую “Песню о Правде”») Почему так происходит?

    7) Не читая последний абзац, ответить:

    • Чем заканчивается рассказ? (Словами калеки: «Этот старик был сам Бог»).
    • Объясните, что он имел в виду.

    III. Подведение итогов урока.

    Учитель. Песня и искусство всегда влияли на судьбу отдельного человека и общества в целом, пробуждали в человеке наилучшие побуждения, призвали к борьбе, пробуждали национальное сознание.

    Недаром М. Горький писал в свое время: «Искусство будит героический дух народа, его сердце и ум».

    IV. Домашняя задача.

    К уроку внеклассного чтения: прочитать разделы повести «Дубровский» 1-6, составить к каждому план, ответить на вопрос:

    1. Что нам известно о помещиках Дубровском и Троекурове?
    2. По какой причине между ними состоялся суд? В чью пользу были вынесены решения?
    3. Чем занимался в Петербурге младший Дубровский?
    4. Что произошло после его приезда в Кистеневку?
    5. Стал ли Троекуров властителем имения соседа?
    Если Вам понравилось сочинение на тему: Урок: Р. Г. Рильке «Песня о Правде». Роль народной песни в рассказе, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.