Урок (развитие связной речи). Развёрнутый ответ на лингвистическую тему

  

Цель урока:Ознакомить учащихся с особенностями развернутого устного ответа на лингвистическую тему; формировать умение строить такие ответы. Материал для словарно-семантической работы: развёрнутый, обусловленный, систематизация, обобщение. Основное содержание урока. I. Ознакомление с особенностями развёрнутого устного ответа на лингвистическую тему.

Отметить, что по форме развёрнутый ответ на лингвистическую тему — это небольшое связное рассуждение в научном стиле речи с обоснованием, наличием иллюстративного материала, расположенного последовательно и связанного интонационно или с помощью нужного слова. В нём выделяется тезис (то, что доказывается) и объяснение (доказательство) . В доказательной части ответа можно выделить пример и его объяснение. По характеру систематизации материала выделяют три типа ответов: 1) анализ одного языкового явления (описательная характеристика); 2) анализ группы явлений (обобщающая характеристика); 3) сравнение нескольких явлений (сравнительная характеристика). Они различаются определённой структурой, соответствующими средствами выражения (см. подробнее об этом: Ладыженская Т. А.

Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986. — С. 76—96).

II. Формирование умения составлять развёрнутые устные ответы на лингвистические темы. 1. Анализ образцов развёрнутых устных ответов (записанных на магнитофон) разных типов. Подчёркивается значение начальных предложений в организации высказывания, необходимость логически обусловленного расположения частей, способы перехода от одной части к другой, введения примеров, необходимость их объяснения, значение языковых средств, обозначающих разные виды отношений: сравнительные, сопоставительные, классификационные и др. На этом этапе уместно предложить школьникам отредактировать ученические ответы, составленные в предыдущие годы.

Тексты таких высказываний могут быть отпечатаны на машинке. 2. Определить, какие из данных тем (“Правописание Н и Нн в словах разных частей речи”, “Грамматические признаки имён существительных и прилагательных”, “Предложение как основная синтаксическая единица”, “Написание безударных гласных в корне слова”, “Предлог и союз — служебные части речи”, “Причастие как форма глагола”) требуют: 1) обобщающей характеристики, 2) сравнительной характеристики, 3) описательной характеристики. 3. Коллективное составление развёрнутых устных ответов на лингвистические темы разных типов. При этом желательно использовать обобщающие таблицы по языку (см.: Рус.

яз. и лит. в сред. учеб. заведениях УССР. — 1988. — №№ 2—4; 1990.

— № 1). Домашнее задание: составить развёрнутый устный ответ на самостоятельно избранную лингвистическую тему.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: