Урок развития речи. Противостояние художника Балтазара и филистера Цахеса

  

Цель: развивать устную и письменную связную речь, творческие способности; воспитывать стремление владеть художественным словом; развивать критическое мышление и толерантное отношение к мыслям других.

Оборудование: шкала для проведения «Уголков».

Тип урока: развитие связной речи; комбинированный.

Ход урока.

I.       Актуализация опорных знаний.

Проверка домашней задачи.

Ознакомление с тезисными планами к произведению «Над какими проблемами жизни побуждала меня задуматься повесть-сказка “Крошечка Цахес”», подготовленными дома.

II.       Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Все вы, конечно, обратили внимание на то, насколько несправедливым было «господство» такого существа, как Цахес. С одной стороны, понятным является желание феи мальвы Годной помочь несчастному. Но она не заглянула в его душу и не подумала о последствиях. Возникает вопрос: почему же те, кто рассмотрел его сущность, ничего не делали для того, чтобы эта сущность стала как можно быстрее видимой для других?

III.       Работа над темой урока.

1. «Уголки»

Вопрос для обработки.

•   Мог ли Балтазар раньше развенчать Цахеса?

Методический комментарий.

«Уголки». Этот вид работы направлен на формирование умений прислушаться к тому, что говорят другие, формировать собственную точку зрения и отстаивать ее в словесной полемике.

Сначала учитель формулирует вопросы к классу.

Ученики в тетрадях чертят и заполняют таблицу. Они должны подобрать по три взвешенных аргумента для положительного и отрицательного ответов.

 

Да                                                               Нет

1.

2.3.

1.

2.3.

Работа продолжается возле доски, на которой заранее учитель начертил шкалу.

Да                                                                                        Нет

Н--------------- 1--- 1-- 1-- 1-- 1-- 1-- 1-- 1--- 1-- 1-- 1-- 1-- 1-- 1-- 1-- 1--- 1-- \

9876543210123456789

Каждый ученик делает пометку, которая отвечает его личной позиции, оцениваемой определенным количеством баллов. На основе заполненной шкалы ученики объединяются в три группы: 1 - «Да», количество баллов 4-9; 2 - «Нет», количество баллов 4-9; 3 - количество баллов от «Да» 3 до «Нет» 3.

Созданные группы обсуждают подобранные каждым ее членом аргументы и вырабатывают общую позицию для ведения дискуссии. Группа выбирает спикера, который высказывает мысли членов группы.

Свои позиции группы представляют поочередно. Группы также дают ответы на вопросы членов других групп и выдвигают свои контраргументы.

Каждый ученик имеет право из своей группы перейти в другую, объяснив, какой именно аргумент убедил его изменить мысль.

IV.       Рефлексия.

Написание эссе («свободное письмо») «Потворство скрытое и видимое».

V.       Домашняя задача.

Прочитать произведение Э. Гофмана «Золотой горшок».

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: