В. Голобородько «Из детства: Дождь», «Я вплетенный…». Основной пафос поэзии

  

Цель: продолжить знакомить школьников с творчеством В. Голобородько, в частности проанализировать идейно-художественное содержание его программных поэзий, выяснить их направленность, объяснить собственное понимание образа дождя; развивать эстетичное ощущение и вкус, культуру связной речи, логическое мышление, внимание, наблюдательность; формировать жизнеутверждающие, оптимистичные настроения; воспитывать чувство любви к родному краю, ответственность за сохранение окружающей среды, творцов прекрасного.

Тип урока: усвоение знаний и формирование умений.

Оборудование: портрет В. Голобородько, выставка его книг, ученические рисунки, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашней задачи.

Обзор ученических рисунков с соответствующим комментарием к поэтическим произведениям В. Голобородько «Из детства: Дождь», «Я вплетенный...».

III. Актуализация опорных знаний.

Литературный диктант «Известный В. Голобородько».

• Из какой семьи походит В. Голобородько? (Крестьянской).

• Название села, где родился писатель. (Адриянополь).

 • Корреспонденту какого журнала В. Голобородько рассказывал о начале своей взрослой жизни? («Украина»).

• Год, когда Василий Иванович поступил в Киевский университет им. Т. Шевченко. (1964)

• Кто посоветовал В. Денисенку пригласить на обучение в театральный институт в режиссерскую группу В. Голобородько? (С. Параджанов).

• Где продолжал получать высшее образование Василий Иванович с 1966 г.? (В Донецком университете).

• Автор запрещенной работы, которую пропагандировал В. Голобородько среди студентов. (И. Дзюба «Интернационализм или русификация?»).

• Город, где была издана книга В. Голобородько, запрещенная на родине. (Париж).

• Страна, в которой в 1983 году была издана антология мировой поэзии под названием «От Рабиндраната Тагора до Василия Голобородько». (Югославия).

• Где работал писатель после того, как его отчислили из университета? (На шахте, в совхозе).

• Название первого сборника В. Голобородько. («Зеленый день»).

• Год издания сборника писателя «Икар на крыльях мотылька». (1990).

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

IV. Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности школьников.

V. Основное содержание урока.

Дождь в пору - золото. Народная пословица.

1. Идейно-художественный анализ поэзии В. Голобородько «Из детства: дождь».

1.1. Выразительное и осознанное чтение произведения.

1.2. Тема: обращение лирического героя к дождику, чтобы тот его не намочил.

1.3. Идея: возвеличивание стремления мальчика объясниться с дождиком.

1.4. Основная мысль: с раннего детства каждый человек должен осмысленно воспринимать любое явление природы.

1.5. Жанр: поэзия из воспоминаний детства поэта, поэзия-заговор.

1.6. Художественные особенности произведения.

Повторы: «дождик, дождик», «чтобы ты...», «я тебе...». Метафоры: «дождик ловил.., раскидал.., ходил.., расчесывал».

1.7. Беседа с вопросами.

• Что вам известно о заговоре? С какой целью их используют в народе?

• Каким бывает дождь в природе? Всегда ли он своевременный?

• С каким настроением обращается герой произведения к дождику? О чем это свидетельствует?

 • Подберите из поэзии глаголы, которые характеризуют дождик как живое существо. (Ловил, раскинул, стучал, ел, ходил, расчесывал, шел).

• Как герой произведения понимается с природой?

• Дождик для мальчика необходимость или случайность? Свою мысль мотивируйте.

• Боится ли герой произведения дождик? Чем это объяснить?

• Как, на ваш взгляд, отнесется дождик к заговорам героя?

• Что вы ощущали, когда попадали под дождь?

• Какие вы знаете приметы, загадки, пословицы, поговорки о дожде?

1.8. Дополнительный материал о дожде как явление природы.

1.8.1. Пословицы.

• От дождя не в воду, а от огня не в пламя.

• Хорошо смотреть на дождь, стоя под крышей.

• Дождь в жатву - как пятое колесо к телеге.

• Дождь идет, а гость едет.

• Мужчина - не глина, а дождь - не дубина, не размочит и не побьет.

• Дождь вымочит, солнышко высушит, буйные ветра голову расчешут.

• Коробом солнце, а ситом дождь.

• Люди благодарят дождь, а подорожные ругают.

• На дожде взмокнешь и в плаще.

• Человек не из соли, от дождя не растопится.

• Как нет дождя вовремя, то нет и хлеба у нас.

• Как сено косят, то дождей не просят: сами идут.

1.8.2. Загадки.

• Когда нет - ждут Когда приду - убегают.

• Меня зачастую просят, ждут, А только покажусь - Прятаться начнут.

• Долго нет меня - все вянет, А как пройду - снова оживает.

• Он везде: в поле и в саду, А в дом не попадет;

А я тогда лишь из дома иду, Когда уже он не идет.

• Солнце укрылось тучами,

Кто-то невидимый в мгле

Небо серыми нитями

Пришивает к земле.

2. Работа над поэзией В. Голобородько «Я вплетенный весь к нити».

2.1. Выразительное и вдумчивое чтение произведения.

2.2. Тема: воспроизведение настроения лирического героя, который вместе с окружающим миром получает наслаждение от теплого дождя.

 2.3. Идея: прославление дождя, который предоставляет целебную силу всему живому.

2.4. Основная мысль: ничего нет лучше дома, «наполненного теплом, как гнездо».

2.5. Жанр: пейзажная лирика.

2.6. Проблематика стиха:

• человек и окружающая среда;

• значение дождя в природе;

• родной дом для каждого человека.

2.7. Художественные средства в произведении.

Эпитет: «зеленые волосы дождя».

Метафоры: «вплетенная дорога... дом... прямоугольники деревьев... река... стадо коров... небо», «небо плетет». Сравнение: «дом, как гнездо». Повторение: «вплетенный...», «кто...».

2.8. Беседа с вопросами:

• Что вам известно о дожде как естественном явлении? Какая польза или вред может быть от него?

• Какие произведения художественной литературы о дожде вам известны? (Л. Костенко «Дождь»...).

• Из-за чего лирический герой вплетен в зеленые волосы дождя?

• Какой цвет преобладает в произведении? О чем это свидетельствует?

• Что старался воссоздать в стихе В. Голобородько? Как он сам воспринимает дождь?

• Почему волосы у дождя зеленые?

• Что можно увидеть, ощутить во время чтения стиха?

• Чтобы вы посоветовали тем, кто попал под дождь?

VI. Закрепление изученного материала.

1. Проведение тестового опрашивания.

а) «Из детства: Дождь».

1. Что хочет подарить герой произведения дождику?

а) любимую игрушку; б) бамбуковое удилище. в) интересную книжку о разнообразных естественных явлениях.

2. Мальчик предлагает дождику:

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: