В. Подмогильный. Роман «Город». Образ Степана Радченко

  

Цель:         выяснить причины и условия появления нового героя в украинской литературе 20- 30-х гг. ХХ ст.; определить особенности интерпретации мирового мотива покорения человеком города в романе В. Подмогильного; выяснить уровень автобиографичности образа героя в романе В. Подмогильного; определить средства характеристики героя; проследить эволюцию внутреннего мира героя; сформулировать оценочные характеристики героя; развивать умение аналитической работы с цитатами, используя их как «ключик» к пониманию образа героя (прием «цитатный ключик»); формировать у учеников навыки научно-исследовательской работы, умение работать в составе творческой группы; активизировать учебную деятельность учеников (через дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса); развивать читательский интерес к произведениям В. Подмогильного; воспитывать у учеников чувства национального достоинства, осознание того, что украинская культура является неотъемлемой и важной составляющей европейской и мировой культуры.

Межпредметные связи: история Украины: особенности социально-культурного развития в Украине в 20– 30-х гг. ХХ ст.; зарубежная литература: мировой мотив покорения человеком города; курс «Человек и мир»: человек как единство биологического, духовного и социального начал.

Тип урока:     урок изучения нового материала.

Оборудование: медиа-экспрессия «Завоеватель или жертва?» (мультимедийный формат); индивидуальные тематические мини-тетради для учеников: цитаты для анализа и комментирования, схема анализа (радиальная), вопросы для самостоятельной работы; музыкальное сопровождение (блюз «Новая история»).

Ход урока.

І. Организация класса.

 

ІІ. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

2.  Актуализация опорных знаний (блиц-опрашивание).

  • Когда был написан роман и какие можно назвать характерные особенности этого исторического периода в Украине?
  • Какие были причины и условия возникновения нового героя в украинской литературе 20- 30-х гг. ХХ ст.?
  • В каких произведениях зарубежной литературы звучит мотив покорения человеком города? Выяснить, чем отличается герой романа В. Подмогильного от подобных персонажей этих произведений.
  • Насколько образ главного героя автобиографический?
  • Все ли части композиции есть в произведении? Как объяснить эти особенности?
  • Есть ли в произведении внесюжетные элементы? Какая их роль?
  • Какие признаки модернизма имеются в композиции произведения?

 

2.   Анализ цитатного материала с целью широкой характеристики образа Степана Радченко («цитатный ключик», работа в группах).

Ученики класса делятся на группы до трех человек (что обусловлено объемом цитатного материала), между группами распределяются части цитатного материала согласно позициям анализа (работа в мини-тетрадях). Предлагаемый материал ученики анализируют, искать своеобразный «цитатный ключик» к пониманию образа литературного героя, этот материал совместно обсуждается, ученики определяют «ключевые слова», свои впечатления и комментарии записывают в тетрадь.

3. Обобщение исследовательской работы учеников.

1)  После обработки цитатного материала каждая группа поочередно высказывает обоснованную мысль согласно плану анализа художественного образа. Другие ученики класса делают соответствующие записи в собственных тетрадях, если они разделяют это мнение. Если же это не так, то они самостоятельно обрабатывают этот цитатный блок как домашнюю задачу.

2)  Просмотр медиа-экспрессии «Завоеватель или жертва?». Анализ эволюции личности Степана Радченко (по радиальной схеме в тетрадях). Позиции, которые исчезают вследствие развития образа, ученики зачеркивают. Что остается? Как это характеризует героя?

 

 

 

 

ІІІ. Закрепление изученного.

1. диспут «Степан Радченко - завоеватель города или его жертва?»

Изменилось ли и в какую сторону отношение Степана Радченко к каждой из позиций-связей?

Какая из этих позиций приобрела для героя наибольшее значение и почему?

 

  • Какие из позиций стали нейтральными? 
  • Какие изменения (назвать позиции) были наиболее отрицательными? 
    • Какие изменения - положительные или отрицательные - были наиболее существенными для героя? 
    • Какие черты характера исчезли, а какие появились. Насколько положительными являются такие изменения? 
    • Какая основная причина таких изменений? 
    • Стал ли Степан Радченко «новой силой», призванной изменить город?
    • Напишет ли Степан Радченко свою «повесть о людях»?
    • Какой можно представить дальнейшую жизнь Степана Радченко?
    • Степан Радченко - завоеватель города или его жертва?
    • Как понимать эпиграф к роману?

2. Произведение-раздумье «Степан Радченко - завоеватель города или его жертва?» на материалах исследований и диспута.

При условии наличия времени можно заслушать 1-2 работы. Работы других учеников учитель проверяет индивидуально.

IV. Выставление и комментирование оценок.

V. Домашняя задача.

  1. Обработать статьи по учебнику.
    1. Подготовить (по группам) цитатный материал к характеристике женских образов романа В. Подмогильного «Город».
Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: